Главная » Религия и церковь

Религия и церковь

Долгое время христианская Европа испытывала недостаток в золоте, и это обстоятельство определило отношение к нему как к сказочному металлу, привозимому с далекого Востока. Золото было связано с богатством и престижем, служило для репрезентации высокого социального положения и власти. Вместе с тем оно играло значительную символическую функцию, будучи связанным со сферой небесного, сакрального и божественного. В статье рассматривается использование в нарративной стратегии хронистов крестовых походов библейского символического образа «золота, испытанного огнем» [*].

Автор рассматривает договор между Богом и человеком в качестве «объясняющей модели» осмысления средневековым обществом беспрецедентного события - Первого крестового похода. В статье анализируется эпизод, в котором герой похода Гвидо, получив известие о гибели крестоносцев под Антиохией, отказывается от почитания Бога. Автор выдвигает гипотезу о ритуальном характере подобных «наказаний» и обвинений Бога и святых, что в Средние века было регулярной практикой (магической или «театральной»); они использовались для поддержания действующего пакта между общиной и сакральным миром.

В статье рассмотрен вопрос почитания римского архиепископа в среде армян-халкидонитов грузинской и греческой ориентации в эпоху крестовых походов. Средневековые источники наглядным образом свидетельствуют о высоком авторитете римского понтифика в кругу православных армян этого периода, причем как в церковном, так и в светском мире.

О взаимоотношениях тамплиеров и грузинских монахов в Святой земле стало известно лишь в середине XX столетия. Из-за скудной источниковедческой базе по этой теме большинство статей, которые публиковались отечественными исследователями с середины указанного столетия и по настоящее время, носят на себе характер преувеличений. В данной работе мы попытаемся отобразить историю этих взаимоотношений на фактическом материале грузинских и зарубежных источников [*].

Статья посвящена анализу гендерных аспектов психосоциальной идентичности братии Тевтонского ордена в Пруссии. Рассматривается эволюция образа Прекрасной Дамы в условиях табуированной сексуальности в среде братии ордена на материале культа св. Варвары: формирование культа и причины почитания ее. Предлагается гипотеза о связи образа патронессы и характера практик поведения по отношению к женщинам «в миру».

Представлен анализ формирования культа святой Доротеи в Тевтонском ордене на фоне культурных и политических изменений в Пруссии рубежа ХIV–XV веков. Эта проблема прежде не привлекала особого внимания исследователей. Проведенный анализ позволяет прояснить некоторые аспекты ментальности рыцарей ордена в канун Грюнвальдской битвы [*].

Тема латино-грузинских церковных взаимоотношений в период крестовых походов в Святую землю достаточно интересная, но, к сожалению, малоизученная. Несмотря на малые попытки грузинских исследователей изучить политическое взаимоотношение крестоносцев с грузинским государством, церковной тематике практически не посвящалось никаких специальных работ. В данной статье выполнена попытка проследить церковные контакты латинских и грузинских клириков на официальном межцерковном уровне.

Данное исследование посвящено анализу фрагмента трактата пятого великого магистра ордена доминиканцев Гумберта из Романса «О проповеди святого креста против сарацинов» («De praedicatione sanctae crucis contra Saracenos»). Трактат был написан с целью подготовки проповедников крестового похода в 60-х гг. XIII в. Источник является одним из фундаментальных трудов, сочиненных современниками крестовых походов, и позволяет лучше понять их видение событий [*].

Традиция «принимать крест», для того, чтобы стать одним из крестоносцев, восходит к первому крестовому походу. На сегодняшний момент имеется несколько достаточно значимых исследований, посвященных этой традиции и связанным с ней идеям. В данной статье мы попытаемся изучить идеи, связанные с крестом крестоносцев, на материале дошедших до нас проповедей крестовых походов в Святую землю, составленных в XIII в. Основным материалом являются труды Жака де Витри, Гумберта из Романса, Эда де Шатору и Гвиберта де Турнэ [*].

В работе рассмотрена церковно-политическая программа одной из самых замечательных фигур второй половины XI в. - византийского полководца и дипломата Филарета Варажнуни, которую он поставил перед собой, в период независимого от Византии правления, для решений проблем, связанных с монофизитской Армянской Церковью. Рассмотрены цели, методы и средства, которыми Филарет пользовался при налаживании отношений с Армянской Церковью. В конце статьи дана оценка церковного делопроизводства Филарета Варажнуни.

В статье рассмотрены церковные контакты армян-халкидонитов греческой и грузинской ориентации с прибывшими на Ближний Восток латинскими клириками в период крестовых походов. На базе имеющихся средневековых данных выстроена общая картина этих ранее не исследованных медиевистами контактов, свидетельствующих о том, что церковные отношения имели место не только между православными армянами и ромеями, а также грузинами, как это достаточно известно, но и между армянами-халкидонитами и латинянами, что, бесспорно, служит показателем религиозной толерантности православных армян указанного периода [*].