Главная » Кампании и сражения на Ближнем Востоке » Битва при Синнабре (1113 г.)

Битва при Синнабре (1113 г.)

М.В. Нечитайлов, к.и.н.

Сражение при Синнабре было неудачным для франков, король со своей армией был разбит и загнан в горы западнее Тивериады, где просидел два месяца пока мусульмане опустошали Палестину, дойдя до Яффы и Акры.

В мае-июне 1113 г. создается новая мусульманская коалиция - Маудуд, правитель Мосула, Тамирак из Санджара и Тугтегин из Дамаска. Узнав об объединении Мосула и Дамаска, Жослен де Куртенэ, только что ставший князем Галилеи, с согласия короля, предложил Тугтегину территориальные уступки. После отказа мусульманской стороны, сюзерен Жослена Бодуэн I Иерусалимский решил опередить противника и в первой половине июня организовал рейд в земли Дамаска. В свою очередь, перейдя к наступательным действиям, Маудуд (с его курдами и тюрками) и Тугтекин (со всеми войсками Дамаска, Химса, Хамы и Рафанийи) встретились в Мардж Саламийа, близ Хамы, вскоре после 18 июня. Оттуда они двинулись на юг и осадили Тивериаду. Бодуэн уже спешил из Акры на помощь.

В самом конце месяца (видимо, 28 июня, но возможно, что 29-го либо 30-го числа) 7000 всадников Маудуда, Тугтегина и Айаза, сына Ильгази б. Артука из Мардина [1], сошлись со всей иерусалимской армией у моста ас-Синнабра (Сеннабра, Саннабра). Согласно Йакуту, ас-Синнабра - «местечко в округе Иордана, напротив Акабат Афик [Переправа Афика], на расстоянии трех миль от Тивериады», зимнее пристанище нескольких халифов. Напротив деревни располагался мост, Джизр ас-Синнабра. Ибн Фадл Аллах, описывая течение Иордана, сообщает, что воды реки «достигают моста ас-Синнабра, [а потом текут] до Джизр ал-Адили [Мост ал-Адила], что ниже Акабат Фик, близ ад-Дайр ал-Асвад [Черного Монастыря]». Мост все еще стоял в начале XV в., обозначая южную границу округа Сафад. Ас-Синнабра находилась южнее Тивериадского озера, на Дамасской дороге, где-то в полусотне километров от Акры.

Согласно хроникам, исход сражения под ас-Синнаброй был неудачным для франков. Однако, как это часто бывает, до нас дошло несколько версий события, по большей части противоречащих друг другу, особенно в рассказе о прелиминариях битвы.

По версии исламских хроник, мусульмане, перейдя Иордан и уже начинавшие располагаться на отдых у ал-Кухуаны (ал-Ухувана, ал-Кахвани) на южном берегу озера, очень удивились, увидев армию короля Бодуэна и графа Жослена (700 рыцарей и 2000 или 4000 пехотинцев) за рекой. Те намеревались стать лагерем западнее моста ас-Синнабры (а потом переправиться, идти к ал-Ухуване и дать там бой) и уже разгрузили вещи, ставили палатки. Ибн ал-Каланиси (его рассказ лег в основу последующей письменной традиции мусульманской стороны) подчеркивает спонтанный характер столкновения: всадники-тюрки авангарда перешли мост и рассеялись по округе в поисках фуража и зерна. Эти фуражиры обнаружили лагерь христиан и вступили в сражение с франками. Поднялся крик, прочие войска вооружились и устремились по мосту вперед, полагая, что им противостоят всего лишь отряды князя Галилеи. «Битва началась с обеих сторон без каких-либо приготовлений», предварительных стычек или распределения на полки. Обе стороны бились отважно, добавляет Ибн ал-Асир. После трех атак мусульмане одержали верх в ожесточенной рукопашной. Сам король будто бы попал в плен, но не был опознан и не разоружен, а потом освобожден. Около 2000 всадников христиан были убиты, многие пехотинцы утонули в Иордане и в озере, где вода настолько смешалась с кровью, что на протяжении нескольких дней была непригодна для питья. Все палатки франков и их «знаменитая» церковь достались в добычу победителям. Головы, пленников, коней и оружие отправили в подарок султану.

Однако, Фуше Шартрский рисует иную картину: выйдя из Акры, королевская армия направилась в Галилею. Франки обошли кругом Галилейского моря (Тивериадского озера) до его южной оконечности (т.е. тюрки приближались с запада), став между двумя ручьями, которые Фуше почему-то называет Иор и Дан. Остров, где будто бы находились мусульмане, связывался с сушей двумя мостами (Джизр ас-сидд и Умм ал-кенатир, но это если рассказ Фуше соответствует истине). «Язычники», поставив палатки, выслали за один из мостов отряд из 2000 всадников, чтобы устроить засаду [2]. Король же, с целью разбить лагерь, направился к тому самому мосту (ведущему к Тивериаде), возле которого скрывались враги [3]. Внезапно появились около пятисот тюрок, сделав вид, будто намереваются напасть (либо, напротив, что неосторожно намереваются проследовать далее, не зная о присутствии франков).

Часть христиан (и с ними король) атаковала врагов (Фуше называет их поведение неразумным) и гналась за ними до места, где скрывался двухтысячный засадный отряд [4]. Роли мгновенно поменялись, теперь уже бежали христиане [5]. Среди беглецов были патриарх и король. Бодуэн лишился здесь и своего знамени, которое держал в руке, и своего роскошного шатра со всем содержимым и серебряной посудой. Почти 30 лучших рыцарей погибли, как и около 1200 (1300, согласно Бар Гебрею, 1500, по версии продолжателя Сижебера) пехотинцев. Лагерь и весь обоз были утрачены.

Матвей Эдесский пишет, что некий храбрый тюрок пробился к королю и нанес ему удар железной булавой по плечу, а вся франкская пехота была перебита - в принципе, очевидно, что пешие воины понесли в бою самый серьезный урон. «Наши рыцари, теснимые массой врагов и обратившиеся в бегство, даже оставили знамя своего спасения (vexillum salutare)» (т.е. Истинный Крест, использовавшийся в качестве знамени). Но в конце концов они вернулись и в ожесточенной схватке отвоевали Крест (crucem), заставив врагов бежать, оставшись хозяевами поля боя, сообщает Уильям Малмсберийский. Последнее невероятно, но сама по себе история о временной утрате Креста Господня выглядит вполне достоверной. Как бы то ни было, конница латинян отделалась сравнительно легко (отбрасывая в сторону фантазии Ибн ал-Каланиси, приходим к цифре потерь - чуть более 30 рыцарей), а для сохранения армии, и королевства, это было самое главное.

Наконец, свою версию событий оставил и Альберт Ахенский. Узнав об объединении сил Маудуда (приведшего 30 тыс. тюрок) и Тугтегина благодаря гонцам-армянам из Эдессы, король Бодуэн немедля вызвал на помощь антиохийцев, но те задерживались. Тюрки же тем временем стали лагерем у Галилейского моря и осадили Тивериаду, заняв гору Фавор. Так прошли три месяца (со временем Альберт явно ошибся!), в течение которых мусульмане тщательно разоряли округу, не щадя никого, и постоянно нападая на воинов города (последнее утверждение хорошо согласуется с «Историей атабеков Мосула» Ибн ал-Асира). Король же в это время устроил удачный набег в область Тира, нанеся поражение гарнизону (благодаря засаде), и получил в Акре подкрепления из 1500 паломников. Наконец, Бодуэн, забрав все войска из Иерусалима и всех городов королевства и присоединив к ним паломников, решил разбить лагерь за Иорданом, т.е. в том самом месте, где стояли палатки тюрок.

Проведав (благодаря шпионам) о приближении короля, тюрки снялись с лагеря и ретировались на гору Фавор (другие западные источники сообщают, что мусульмане разорили монастырь, перебив монахов), делая вид, что хотят избежать сражения. Бодуэн беспрепятственно разбил лагерь. Но сразу после этого Маудуд и Тугтегин (с войском, многочисленность которого Альберт образно сравнивает с песком у моря) спустились с горы и атаковали христиан в их лагере, предварительно засыпав их стрелами. Наконец, после ожесточенного боя, потеряв 1500 пехотинцев, король и его люди обратились в бегство, не в силах выдерживать столь сильный натиск. Пали еще тридцать рыцарей, среди которых Ренье I Брюс и молодой Юг (Уильям Малмсберийский прибавляет к ним Годфруа, племянника Бодуэна I, бастарда одного из его старших братьев).

Матвей Эдесский, Фуше Шартрский и Гийом Тирский единодушно обвиняют Бодуэна I в том, что он не подождал войска Антиохии (400 рыцарей и 600 пехотинцев) и Триполи, намереваясь ни с кем не делить победу. Альберт Ахенский даже сообщает, что король поклялся перед своими воинами не ждать Роже и прочих христианских князей! Согласно Фуше, только часть триполитанцев уже находилась в королевском войске (Ибн ал-Каланиси и Матвей Эдесский подтверждают прибытие правителей Антиохии и Триполи уже после сражения).

Причину поражения хронисты видели не только в малочисленности христиан, но и в отсутствии порядка в их рядах при столкновении с мусульманами. Гийом уточняет, что христиане расстроили ряды, преследуя мусульман. Вопреки версии мусульманской стороны, франки если не прямо угодили в ловушку, то были вынуждены принять бой на условиях противника. Это косвенно подтверждает и выбор места боя: Ибн ал-Асир и Альберт упоминают об осаде Тивериады (в ходе ее отличился Занги, будущий покоритель Эдессы, как-то даже постучавшийся копьем в городские врата), но на момент начала сражения мусульмане находились юго-восточнее Тивериадского озера. Фуше подчеркивал, что передвижения противника оставались неизвестными для Бодуэна - франкская разведка была явно не на высоте. Если верить Бар Гебраю и Ибн ал-Асиру, Жослен участвовал в сражении в роли второго после Бодуэна военачальника - значит, на тот момент осада Тивериады, скорее всего, была снята.

Как бы то ни было, в 1113 году сценарий Хаттина пока что не удался. Франки во главе с королем, хотя и усиленные якобы до 16 тыс. человек (подоспевшие антиохийцы и войска Триполи), были загнаны в горы западнее Тивериады, где просидели два месяца. Мусульмане опустошали Палестину все лето, дойдя до Яффы и Акры. Однако, как обычно, распри в мусульманском лагере, нехватка продовольствия и прибытие франкских подкреплений (паломники) привели к тому, что блокада франкской полевой армии была снята, а исламские вожди ретировались в Дамаск, где в октябре Маудуд был убит по наущению местного правителя. Итогом кампании 1113 года стал очередной мирный договор между Бодуэном и Тугтегином, в целом сохранявший значение вплоть до смерти иерусалимского короля.

 

© Нечитайлов М.В., 2012
© Бойчук Б.В., 2012
DEUSVULT.RU, 2012

 

Список сокращений

MGH. SS. - Monvnemta Germaniae Historica. Scriptores.

RHC. Occ. - Recueil des Historiens des Croisades: Historiens occidentaux.

RHC. Or. - Recueil des Historiens des Croisades: Historiens orientaux.

 

Источники

  1. «Анналы Святой Земли»: Annales de Terre Sainte, 1095-1291. - P., 1884. - P. 7.

  2. Абу-л-Фида: RHC. Or. - P., 1872. - T. I. - P. 11.

  3. Альберт Ахенский: Albert of Aachen. Historia Ierosolimitana. History of the Journey to Jerusalem / ed., trans. S.B. Edgington. - Oxford, 2007. - P. 836-842.

  4. Бар Гебрей: Bar Hebraeus’ Chronography / trans. E.A.W. Budge. - L., 1932. - P. 245.

  5. Гийом Нанжийский: RHG. - P., 1840. - T. XX. - P. 725.

  6. Гийом Тирский: RHC. Occ. - P., 1844. - T. 1. - P. 484-486; William, Archbishop of Tyre. A History of Deeds done beyond the Sea / trans. E.A. Babcock, A.C. Krey. - N.Y., 1943. - Vol. I. - P. 493-495.

  7. Ибн ал-Асир, «История атабеков Мосула»: RHC. Or. - P., 1876. - T. II. - Pt. 2. - P. 34-35.

  8. Ибн ал-Асир: RHC. Or. - P., 1872. - T. I. - P. 288-289, 781.

  9. Ибн ал-Каланиси: Ibn al-Qalanisi. Damascus Chronicle of the Crusades / trans. H.A.R. Gibb. - L., 1932. - P. 133-137.

  10. Камал ад-Дин: Семенова Л.А. Из истории средневековой Сирии. Сельджукский период. - М., 1990. - С. 140.

  11. Матвей Эдесский: Armenia and the Crusades, Tenth to Twelfth Centuries: The Chronicle of Matthew of Edessa / trans. A.E.Dostourian. - Lanham, 1993. - P. 214.

  12. Продолжатель хроники Сижебера из Жамблу: MGH. SS. - Leipzig, 1925. - T. VI. - S. 375.

  13. Сибт б. ал-Джаузи: RHC. Or. - P., 1884. - T. III. - P. 546-547.

  14. Уильям Малмсберийский: Willelmus Malmesbiriensis. Gesta regum Anglorum, atque Historia Novella. - L., 1840. - Vol. II. - P. 595-596.

  15. Фуше Шартрский: Fulcheri Carnotensis. Historia Hierosolymitana / hg. von H. Hagenmeyer. - Heidelberg, 1913. - S. 565-572; Fulcher of Chartres. A History of the Expedition to Jerusalem, 1095-1127 / trans. F.R. Ryan, H.S. Fink. - Knoxville, 1969. - P. 205-207.

Литература

  1. Виймар П. Крестовые походы: миф и реальность священной войны. - СПб., 2003. - С. 198-199.

  2. Ришар Ж. Латино-Иерусалимское королевство. - СПб., 2002. - С. 59.

  3. A History of the Crusades / ed. K.M. Setton. - Madison, 1969. - Vol. I. - P. 402.

  4. Al-Zanki J.M.H.A. The Emirate of Damascus in the Early Crusading Period, 488-549/1095-1154: Ph.D. thesis. - University of St. Andrews, 1989. - P. 64-65.

  5. Heath I. Armies and Enemies of the Crusades 1096-1291. - Worthing, 1978. - P. 49.

  6. Mayer L.A. As-Sinnabra // Israel Exploration Journal. - 1952. - Vol. 2. -№ 3. - P. 183-187.

  7. Murray A.V. A Little-Known Member of the Royal Family of Crusader Jerusalem in William of Malmesbury’s Gesta Regum Anglorum // Notes and Queries. - 1996. - Vol. 43. - № 4. - P. 397-399.

  8. Murray A.V. «Mighty Against the Enemies of Christ»: The Relic of the True Cross in the Armies of the Kingdom of Jerusalem // The Crusades and Their Sources: Essays Presented to Bernard Hamilton. - Aldershot, 1998. - P. 233-234.

  9. Nicholson R.L. Joscelyn I, Prince of Edessa. - Urbana, 1954. - P. 48-50.

  10. Röhricht R. Geschichte des Königreichs Jerusalem (1100-1291). - Innsbruck, 1898. - S. 101-102.

  11. Runciman S. A History of the Crusades. - Cambridge, 1951. - Vol. II. - P. 126-127.

  12. Smail R.C. Crusading Warfare, 1097-1193. - Cambridge, 1995. - P. 55, 125, 207.

  13. Stevenson W.B. The Crusaders in the East. - Cambridge, 1907. - P. 62-64, 96.

  14. The Crusades: An Encyclopedia / ed. A.V. Murray. - Santa Barbara; Denver; Oxford, 2006. - Vol. II. - P. 1115.

 

Примечания

1. Наджм ад-Дин Ильгази б. Артук (ок. 1062-1122) из тюркской династии Артукидов, правитель города Мардин (1108/1109), а примерно с 1118 года еще и владыка Алеппо, Дийар-Бакра и Мартирополя.

2. До Франции из Палестины дошли известия о битве, где говорилось, что мусульмане расположились лагерем на горе, а за ней в засаде скрывались в четырех пунктах по 4000 мусульман.

3. По версии Гийома Тирского, Бодуэн успел стать лагерем вблизи противника, который после этого и предпринял соответствующие меры для нападения.

4. Гийом Тирский, впрочем, считает, что те 500 тюрок были выделены именно из 2000, стоявших в засаде, и оба отряда воссоединились, перед тем, как напасть на врагов.

5. Гийом Тирский добавляет, что они сначала оказали недолгое сопротивление, но были сломлены натиском численно превосходящего противника.

Постоянный адрес публикации: http://deusvult.ru/95-bitva-pri-sinnabre.html.
НАШ ФОРУМ
КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ НА ВОСТОК
СЕВЕРНЫЕ КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ
РЕКОНКИСТА
ДУХОВНО-РЫЦАРСКИЕ ОРДЕНА
РЕЛИГИЯ И ЦЕРКОВЬ
ИСТОЧНИКИ
ЛИТЕРАТУРА
СПРАВОЧНИК