Главная » Кампании и сражения Реконкисты » Битва при Кутанде (1120 г.)

Битва при Кутанде (1120 г.)

М.В. Нечитайлов, к.и.н.

В статье приводится описание победы в битве при Кутанде, которая открыла христианам дорогу к завоеванию земель южнее реки Эбро, и после которой, на протяжении последующих четырнадцати лет, вплоть до 17 июля 1134 г. (битва под Фрагой), мусульмане не имели возможностей и ресурсов вновь выставить столь многочисленное войско, как в злосчастное для них жаркое лето 1120 года.

В смутное время истории Леоно-Кастильской державы (1109-1126 гг.), королевство утратило лидерство в Реконкисте. На четверть века эстафета перешла к Арагону. Ибо внезапная кончина Педро I (сентябрь 1104 г.) вознесла на престол его сурового и упрямого сводного брата Альфонсо Санчеса (ок. 1073-1134). Ему суждено было сыграть в истории Арагона XII века роль подобную той, что выпала Альфонсо VI Храброму в Кастилии. Благодаря своим победам (традиция приписывает ему участие в 29 сражениях!) [1] Альфонсо I остался в памяти Реконкисты королем-Воителем (el Batallador) [2].

Альфонсо, разделяя «крестоносный энтузиазм» современников и соотечественников, продолжил экспансионистскую политику отца и брата. В противостоянии с мусульманами ему помогали многочисленные гасконские и нормандские крестоносцы: Гастон IV/V Беарнский (женат на кузине Альфонсо), его брат Сентуль II Бигоррский, граф Ротру II де Перш [3] и Бертран де Лаон (племянник и внучатый племянник матери Альфонсо, королевы Фелисии (ум. 1123), дочери Ильдуэна де Руси, соответственно) [4]. А также - Арно де Лавадан, Ожье де Мирамон, нормандец Робер Бюрде, епископ Лескара, Альфонс Журдэн, граф Тулузский [5], и его брат граф Бертран. Грамота 1106 г. [6] упоминает о гибели «Сика из Фландрии» и пяти его сыновей, защищавших короля от мусульман. Батальядор всегда приветствовал у себя воинственных пилигримов и щедро их награждал [7].

На соборе в Тулузе (январь 1118 г.) решено было созвать рыцарство Южной Франции и Иберии идти «через Испанию» в Святую землю [8] - еще папа Геласий II обещал отпущение грехов всем участникам этой военной кампании [9], придав ей статус крестового похода. Собрав армию арагонцев, наваррцев, каталонцев и французов [10], Альфонсо начал осаду Сарагосы (22 или 24 мая 1118 г.) [11]. С Гастоном Беарнским прибыли осадные машины (передвижные башни и примерно 20 мангонелей) и военные инженеры [12]. Отчаянные усилия мурабитов выручить Сарагосу не имели успеха [13], и 18 декабря 1118 г. город на Эбро капитулировал. Как обычно, нежелающим оставаться у христиан жителям, было позволено уйти вместе со своим имуществом [14].

Захват этого «могущественного града» для Арагона имел такое же значение, как взятие Толедо для кастильцев. Как высказался арабский хронист, «с того самого дня и до самой его смерти Аллах позволил этому надменному христианину всегда торжествовать над мусульманами» [15]. Веками Сарагоса служила самым северным форпостом ислама на территории полуострова, препятствуя продвижению христиан южнее Эбро. Теперь этой преграды Реконкисте более не существовало. По престижу Альморавидов был нанесен серьезный удар [16]. В сочетании с поражениями от кастильцев и арагонцев (1114-1115 гг.), эпоха побед мурабитов, начавшаяся при Заллаке и завершившаяся Уклесом, подошла к концу [17]. Для христиан покорение Сарагосы (с ее 17-тысячным населением) означало значительный территориальный прирост удерживаемых ими земель. Отныне Арагон - вторая по величине держава христианской Иберии.

Альфонсо немедленно приступил к покорению оставшихся мусульманских твердынь по среднему течению Эбро. Уже 22 февраля 1119 г. [18] пала важнейшая из них, Тудела. За ней последовали Тарасона (вероятно, в декабре) [19] и другие города и крепости региона между Халоном, Эбро, Риохой и иберийскими Кордильерами [20]. Одна только Борха до 1124 (или 1122) г. удерживалась мусульманами. Но даже ей, не исключено [21], завладел вассал и союзник Альфонсо, Абд ал-Малик Имад ад-Даула (ум. 1130), из Бану Худ, бывший эмир Сарагосы. Теперь в руках Альфонсо находилось все равнинное пространство правобережья Эбро между Туделой и Сарагосой.

Весной 1120 г. король выдвинул свою армию под «сильнейшую крепость всего Востока» [22] Калатаюд, юго-восточнее Дароки, в стратегически важном месте объединения рек Халон и Хилока, прикрывавшем дорогу в Кастилию, Валенсию и Сарагосу. Но падение Сарагосы произвело шок в империи Альморавидов. Мусульмане активно готовились к войне.

Осенью 1119 г. Али б. Йусуф велел своему брату Абу Исхаку Ибрахиму б. Йусуфу б. Ташфину ал-Ламтуни, прозванному Ибн Таййашт (его мать была негритянкой), наместнику Севильи (1119-1122) [23], подготовить контрнаступление в Верхней Марке - вернуть утраченные крепости долины Эбро [24] или хотя бы преградить продвижение христиан в Левант ал-Андалуса. Назначение юного Ибрахима, известного покровителя андалусской поэзии [25], очевидно, объясняется его успехами в отвоевании у кастильцев Кории - западнее Тарасоны - в предыдущем году [26]. Андалусский автор XIV в. («Хулал») был ошибочно уверен в том, что при Кутанде Альморавидами командовал Тамим, другой брат Али [27], победивший при Уклесе, но не сумевший спасти Сарагосу.

На комплектование армии ушла вся зима и весна 1119/1120 гг. Из Африки прибыли отряды берберов [28], но восстание в Кордове (март 1120 г.) помешало привлечь в полной мере военные ресурсы Марокко. Под Севильей собирались в будущий поход преимущественно вожди и военачальники ал-Андалуса. Отрядом из Мурсии командовал наместник Абу Йакуб Йинтан б. Али, племянник Ибрахима (его отец, эмир мусульман Али, находился тогда в Марракеше). Воинов Гранады вел Абу Мухаммад Абд Аллах б. Тинагмар ал-Ламтуни, сын или внук Ташфина б. Тинагмара (наместник Тлемсена до 1104 г.), полководца эмира Йусуфа. Контингент Лериды возглавил некий Ибн Зарада [29]. Прибыли ополченцы из Валенсии [30], из Альмерии явился каид Абу Абд Аллах б. Альфар [31] (пал под Кутандой). Даже из Молина-де-Арагон примчался ее правитель Аззун б. Гальбун [32], или мавр Абенгальбон, хорошо известный по эпической «Песни о моем Сиде» (1207 г.) [33], где он выставляет 200 всадников [34]. В точности как христианская сторона обратила в крестовый поход завоевание Сарагосы, так и мусульмане (особенно кади ас-Садафи), намереваясь вернуть утраченные города, проповедовали священную войну против неверных, привлекая на свою сторону тысячи добровольцев [35].

При известии о неприятеле, Альфонсо временно снял осаду Калатаюда, добившись от горожан выдачи заложников [36]. Он двинулся навстречу армии мурабитов [37]. Те, выйдя из Мурсии, направлялись к Эбро [38]. Столкновение имело место у замка Кутанда (Котанда), в 12 километрах юго-восточнее Каламочи, в долине Хилоки, на дороге из Сарагосы в Теруэль и Валенсию [39]. Ныне от замка не осталось практически никаких следов - он был разрушен в ходе Карлистских войн.

Если место сражения (в округе Дароки) сомнений не вызывает, не так обстоят дела с хронологией событий. Кутанда - своего рода рекорд в этом отношении для XII века, когда оспариваются не только день и месяц, но и год битвы. (Не меньшее удивление вызывает и полное отсутствие каких-либо тактических деталей.) Арабские источники (Ибн Изари из Феса, Ибн ал-Аббар из Валенсии) расходятся в датах поражения. Первый (ссылаясь на альморавидского историка Ибн ас-Сайрафи) фиксирует столкновение двух армий под 17 Раби II 514 г.х. (16 июля 1120 г.) [40]. Напротив, Ибн ал-Аббар [41] дает в качестве даты сражения при «Кутунде» соответственно: четверг, 18 Раби I - 17 июня [42]; четверг, 19 Раби I - 18 июня [43]; четверг, 24 Раби I - 23 июня; среда, 17 Раби II 514 г.х. - 16 июля [в действительности, воскресенье, а не среда], после asar (время между полуднем и закатом); четверг, 23 Раби II - 22 июля. Год везде 514-й хиджры и 1120-й от Р.Х. [44]

Похоже, из всего перечисленного значение имеет только датировка Ибн Изари, подтверждаемая одним из источников Ибн ал-Аббара (Абу Джафар Ибн ал-Педес). Ибн ал-Асир ограничивается указанием только года (и считает, что Кутанда стояла «поблизости от Мурсии и в восточной части ал-Андалуса») [45]. Ал-Маккари повторяет мнение Ибн ал-Аббара, приведя также датировки лично знавшего Абу Али ас-Садафи - Ийада (последний четверг месяца Раби II), и Ибн Бадиса (16 июля). Йакут более точен (Кутанда находится в ал-Сагре, приграничье Сарагосы, сражение случилось в июне 1120 г.) [46].

Со стороны арагонцев частный документ датирован 24 июня 1120 г., «в то время, когда король Альфонсо был в Котанде» [47], и аналогичную дату для сражения дает арабский историк Ибн Башкувал (1101-1183) [48]. Южно-французская хроника Сен-Мэксана (1141 г.) [49] указывает близкий по времени день боя - 17 июня 1120 г. Поэтому дата 17 или 18 июня представляется весьма убедительной. Первые Толедские анналы относят битву «при Котанде … в Арагоне, близ Дароки» к 1121 г. [50], а некоторые арабские хронисты - к 1119 г. [51] Что касается арагонской историографии, «Хроника Сан-Хуан-де-ла-Пенья» (между 1369-1372 гг.) помещает сражение при «Кунтаде» в период до 1118 года [52]. Сурита [53] спутал битву «при Кутанде около Дароки», где было истреблено множество мавров и многие попали в плен, со сражением у замка Марии под Сарагосой (1118 г.). Но битва при Кутанде произошла в 1120 году, уже после взятия Сарагосы [54], что подтверждают древнейшие анналы Наварры (составлены в 1205-1209 гг.) [55].

Мусульманские авторы говорят, что арагонское войско (с учетом союзников-мусульман - Имад ад-Даула и его люди) состояло примерно из 12000 всадников [56] и несметного числа пехоты. Напротив, мурабиты и андалуссцы располагали, якобы, только 5000 всадников и примерно 10000 пехотинцев [57]. Интересно, что как Ибн Изари, так и хроника Сен-Мэксана говорят о 15 тысячах мусульман при Кутанде. Другое дело, насколько их заявления соответствуют реальности… Отмечается, что мусульмане не знали о численном превосходстве христиан, что, похоже, означает некачественную и неполноценную разведывательную активность [58]. Помимо постоянного войска, среди мусульман в этот раз оказалось очень много добровольцев джихада (из Мурсии и городов Леванта) [59] - не обученные строю и владению оружием ополченцы, обязавшиеся исполнить персональный религиозный долг каждого мусульманина, еще более важный, нежели паломничество-хадж [60].

Христианские источники [61] добавляют, что в сражении участвовал Гийом Трубадур (1071-1126), герцог Аквитанский (IX) и граф Пуату (VII), и примерно 600 конных рыцарей-крестоносцев (cum sexcentis equitibus) [62]. На сорок девятом году жизни Гийом явился в Испанию в мае [63], дабы в войне с «язычниками» избавиться от отлучения [64], и успел принять участие в осаде Калатаюда [65]. По всей вероятности, там он познакомился с Имад ад-Даулой. Экс-эмир Сарагосы (в надписи на вазе упомянутый как Mitadolus - искаженная передача на латынь его тронного титула) подарил Гийому небольшой сосуд из горного хрусталя, украшенный драгоценными металлами и камнями. Предмет позднее перешел к его внучке Элеоноре Аквитанской, а затем оказался в сокровищнице аббатства Сен-Дени («ваза Элеоноры») [66]. Общаясь с мусульманами, герцог, вероятно, познакомился с арабским языком (который мог уже отчасти узнать во время визита в Сирию) [67], в беседах с иноверцами услышал и легенду о падших ангелах Харуте и Маруте, следы сюжета которой можно встретить в одной из его кансон [68].

Состав христианского войска можно представить из подписей свидетелей к документам тех дней. В хартии Калатаюду (июнь 1120 г.) названы 44 арагонских магната и рыцаря, сопровождавших короля. Идентифицировать можно пятерых [69]. Это Лопе Лопес, сеньор Риклы (или Эксимин из Кастель-Лунес), Санчо Аснарес де Фунес, Диего Муньос, Лопе Гарсес де Эстела и майордом короля Энеко Лопес. Также грамоту подтвердили епископы Сарагосы (Педро), Уэски (Этьен) [70] и Роды (Раймунд) [71], а из французов - виконт Гастон IV де Беарн, графы Сентуль II де Бигорра (сводный брат Гастона) и Бернар I де Комминж, епископ Лескара Ги де Лон [72]. Неясно, кто был тогда альфересом короля - Лопе Яньес [73] или Фортун Санчес [74]. Среди вассалов графа-герцога находились еще Бертран де Лаон, Гарсия Санш (виконт де Лабур - Байонна) [75], виконты Сентуль де Суль и д’Арберу, Арно де Каму, Арно де Лабет, Гитар де Бург, Гильем-Арно (Арно-Гильем) де Гарри [76]. Также в кампании 1120 года Гийома IX сопровождал лимузенец Раймунд де Тюренн [77].

В тех двух битвах (Фрага и Вьядангос), о которых мы имеем известия [78], у арагонцев было 300-400 (поскольку многие нобили отсутствовали) и 660 рыцарей плюс не менее 700 и 2000 пеших воинов соответственно. Соотношение конницы и пехоты у арагонцев в эту эпоху составляло 3-4:1, что было нормой и для других стран Западной Европы [79]. Гипотетически численность союзной армии весной 1120 г. можно предположительно установить в 600 арагонских и мусульманских всадников Альфонсо и Ибн Худа (включая сюда контингенты Наварры, Риохи, Беарна и Бигорры), столько же французских рыцарей герцога Гийома, 4000 испанских и окситанских [80] пехотинцев.

Мусульмане, учитывая заявления источников о массовом наборе ополченцев и внушительном числе воинов (и присутствие в армии брата и сына эмира Али!), могли действительно вывести в поле 12-15 тыс. чел. Их маршрут к месту сражения (кроме исходного пункта - Мурсии) в точности неизвестен. Х. Вигуэра Молинс предполагает, что Ибрахим вел свою армию из Теруэля по долине Хилоки к Каламоче, но А. Убието Артета считает, что Альморавиды прошли через Пералес-де-Альфамбра, Портальрубио и Кутанду. Местный историк думает, что сражение имело место в маленькой долине, тянущейся между двумя склонами небольшой высоты - в общем, ущелье. Это место носит красноречивое название Селада, «Западня». Убието (хотя к его сообщению следует относиться осторожно) указывает на присутствие в округе ряда массовых захоронений и пишет о периодических находках человеческих останков при вспашке земли. Данное ущелье лежит непосредственно за деревней, на восток от нее, и в начале его находится оссуарий. Открытого пространства (к сожалению, размеров территории авторы не дают), похоже, хватило бы для маневрирования двух армий [81].

Вопреки заявлениям исламских хронистов, преимущество в силах никак не могло быть на стороне Альфонсо I. Тем не менее, сражение под Кутандой закончилось сокрушительным поражением мусульман. Однако, почти вся конкретная информация о битве заключена в не слишком многословном отрывке из хроники Сен-Мэксана: «Граф [Пуату] и герцог Аквитанский Гийом и король Арагонский сражались с Абрахамом [Ибрахимом] и другими четырьмя королями испанскими в поле Котанды (Cotanciae); и одолели, и перебили 15000 Альморавидов, и несметное множество (их) полонили; две тысячи верблюдов захватили, а прочих животных - бессчетно, и многие другие замки покорили» [82]. Ришар Пуатевинец [83] полагает, что «королей язычников» (военачальников) было семеро (не пятеро, как у хрониста из Сен-Мэксана), а само сражение происходило «недалеко от Кордовы» (sic!); одних врагов перебили, других обратили в бегство. Ибн ал-Асир добавляет, что «обе армии, встретившись, завязали ожесточенное сражение. Ибн Радмир [Альфонсо] нанес мусульманам совершенное поражение; многие из них погибли, и среди них Абу Абд Аллах [б.] ал-Фарадж, кади Альмерии» [84].

Другой известный андалусский деятель, павший при Кутанде, - друг известного и ученого кади Альмерии, 70-летний благочестивый кади Мурсии [85] Абу Али ал-Хусайн б. Мухаммад б. Фиррух (Фирро) б. Мухаммад б. Хаййун ас-Садафи, также известный как Ибн Суккара, ас-Саракусти (Сарагосец) [86]. Абу Али ас-Садафи славился познаниями в хадисах, Коране и праве, Ибн ал-Аббар составил биографии 315 или 316 его учеников (а всего их было 324!). Отличительная черта ас-Садафи как кади (им он стал - вопреки своей воле - в 1111 г.) - отказ от участия в политической жизни, что только способствовало его популярности среди населения [87]. Последнее обстоятельство, несомненно, пригодилось при организации им своего рода вербовочного тура с остановками по городам и селам (особенно в Хативе) [88] с целью привлечения волонтеров в поход под Калатаюд [89], столь плохо окончившийся для самого ас-Садафи. Еще один (но уцелевший в бою) кади участник Кутанды и полная противоположность ас-Садафи (хотя и состоявшая с ним в хороших отношениях) - Абу Бакр Мухаммад б. Абд Аллах ал-Маафири, более известный как Ибн ал-Араби (1076-1148), севильский юрист, бывший в большом почете у Альморавидов, но ненавидимый населением родной Севильи [90].

Арагонская хроника [91] говорит о победе Альфонсо «в большом сражении под Cutanta, в котором участвовал отважный рыцарь, граф Пуату…, и в котором сын Мирамомелина [92] был убит вместе с несметным числом сарацин» (то же у Суриты). Анналы Компостелы [93] добавляют, что после боя был разгромлен лагерь [94] сарацин (символ полного торжества победивших) и захвачен сам замок Котанда. Но нигде не приводится тактических подробностей сражения. Можно предполагать, но нельзя быть полностью уверенными, что мусульман действительно застигли врасплох (быть может, поэтому ущелье и называется «Западней»?). В любом случае, отсутствие хорошего командования и невнимательность на марше дорого обошлись Альморавидам.

Безусловно, христианские источники безмерно преувеличивают масштабы победы. Но даже Ибн ал-Аббар, ссылаясь на предшественников, пишет о битве, что «пали в ней из волонтеров около 20 тысяч, и никто не погиб в ней из состава [постоянного] войска, то есть джунда» [95]. Среди убитых добровольцев оказались около 30 законоведов, факихов и кади [96]. Часть из них в источниках названа поименно [97] - с точки зрения биографов и историков, достойное завершение благочестивой, аскетической и посвященной передаче другим знаний жизни для истинного верующего. «…Многие (там) умерли; да простит их Аллах!» Другие источники [98] называют погибших волонтерами и точно так же удивляются - «как ни странно, никто из постоянного войска не погиб в бою». Бесспорно, это очередная гиперболизация (наиболее надежные источники оценивают всю армию в 15 тыс. чел., хотя и это очень много), призванная подчеркнуть отвагу волонтеров и распущенность постоянных воинских отрядов. Глубинный смысл ее заключался в том, что обязанность вести джихад должна возлагаться на достойных мусульман, а не на недостойных правителей.

Но не подлежит сомнению, что именно контингенты добровольцев понесли в бою самый тяжелый урон. Бесспорно, именно на них пришелся удар христиан. Быть может, если мусульман застали на марше, добровольцы шли впереди [99], и первыми встретили сокрушительную атаку тяжеловооруженной конницы союзников?

«Кровавыми глазами ран заплакала война
Колючий ряд ее зубов улыбкой обнажен.
Клубясь, окутала меня, как туча, битвы пыль.
Как молнию, блестящий меч я вырвал из ножон.
Мечом кольчугу распорол, как будто полоснул
По зеркалу озерных вод, – и витязь был сражен.
Взвивался на дыбы мой конь и упадал скалой,
В жестокой схватке нанося противникам урон» [100]…

Но с таким же успехом христиане могли обрушиться на мусульман с тыла, а волонтеры - замыкать походную колонну. Как бы то ни было, отряды джунда, похоже, сражались плохо и недолго, после чего бежали [101] - первое указание на постепенную утрату мурабитами своих некогда высоких морально-религиозных качеств и снижение их боеспособности. Потери армии Альфонсо остаются неизвестными. Вряд ли они были велики. Зато доставшаяся им добыча превзошла все ожидания. Ибрахим был обвинен в неудаче, его имущество конфисковано, хотя затем он вновь вошел в милость к эмиру и умер, сражаясь с Альмохадами в 1134 г.

Победа при Кутанде имела значительный резонанс, как в христианском, так и в мусульманском лагере. По словам историка, «это было худшее поражение, которые они [Альморавиды] только терпели до сих пор» [102]. Среди народа Арагона уже к началу XIV в. ходила пословица для обозначения серьезного поражения: «Хуже, чем под Кутандой» [103]. Другая поговорка, связанная с битвой, исходит с арабской стороны. Когда разбитая армия 20-го числа месяца Раби I входила в Валенсию (туда спаслись ее остатки), некто спросил у одного из воинов (кади-волонтера ал-Араби, преданного сторонника Альморавидов) [104], как он себя чувствует. На что тот ответил: «Я похож на того, кто лишился и шатра, и ноши», т.е. утратил все, что имел [105].

Из хроники Сен-Мэксана видно, что via Jerusalem и via de Hispania считали в Пуату сходными, или даже равнозначными, так что христианские победы в Испании соответствовали победам на Латинском Востоке. Неудача при Ager Sanguinis в 1119 г. была отмщена не только большим успехом короля Бодуэна в следующем году, но и триумфальной победой христиан в Испании при Кутанде. Одна только эта победа для современника могла оправдывать гиперболу хрониста, восхвалявшего герцога Гийома - ибо она могла очистить его от бесчестия раннего поражения в бою с «Сулейманом и турками» в Святой Земле [106].

По мнению некоторых историков, события 1120 года внесли свой вклад в складывавшуюся легенду о смерти Роланда и битве в Ронсевальском ущелье [107].

Победа при Кутанде открыла христианам дорогу к завоеванию земель южнее реки Эбро [108]. И на протяжении последующих четырнадцати лет, вплоть до 17 июля 1134 г., когда удача вновь улыбнулась Альморавидам под Фрагой, мусульмане не имели возможностей и ресурсов вновь выставить столь многочисленное войско, как в злосчастное для них жаркое лето 1120 года. (И даже тогда их армия насчитывала от силы 5-6 тысяч воинов.) В политике Альморавидов наступает резкий поворот. Отряды постоянного войска отвлечены на войну с Альмохадами, и ал-Андалус, за редким исключением, может рассчитывать только на собственные силы и уповать на обязанность каждого верующего сражаться за веру - тех же волонтеров джихада, «пушечное мясо» эмира, которые, как показала Кутанда, совершенно не годились для полевых сражений [109].

Воспользовавшись плодами победы, Воитель (вместе с «графом Пуату») овладел к 24 июня штурмом Калатаюдом [110]. (По арабским источникам [111], Калатаюд был оставлен самими мусульманами после поражения при Кутанде.) Затем герцог направился в королевство Урраки - 21 августа он находился с ней в г. Леоне [112]. Альфонсо был тогда в Кастилии [113]. Вероятно, в августе или сентябре он подписал мирное соглашение с Леоном-Кастилией [114]. Частный документ (от 29 декабря) [115] датирован 1120 годом, «когда король Альфонсо заключил мир с королевой Кастилии, и когда сей король и граф Пуатье взяли Калатаюд». Послание папы от 19 декабря тоже говорит о уже заключенном мире [116].

Гийом IX вернулся во Францию [117], но Альфонсо продолжил войну, развивая успех - к концу года он овладел и Дарокой, дальше по течению Хилоки. Граница подошла к Монреаль-дель-Кампо и Сингре. Вся равнина по правому берегу Эбро до Мединасели на западе и Теруэля на юге находилась в руках арагонцев. Путь в Левант лежал открытым, и всего через несколько лет Альфонсо блестяще воспользуется предоставленной ему возможностью, совершив беспрецедентный в истории Реконкисты рейд в земли ал-Андалуса. 1120 год - не только наивысшая точка успеха Альфонсо Воителя, но и своеобразный рубеж в Реконкисте Арагона и Наварры. Альфонсо правил еще четырнадцать лет, однако, на протяжении дальнейшего времени его внимание было поглощено проблемами в Леоне-Кастилии, Южной Франции, Каталонии, а прежде всего - покорением небольшого, но стратегически важного и потому упорно оборонявшегося мусульманами района Фраги и Лериды…

 

© Нечитайлов М.В., 2007
© Бойчук Б.В., 2012
DEUSVULT.RU, 2012

 

Примечания

1. The Chronicle of San Juan de la Peña: A Fourteenth-Century Official History of the Crown of Aragon. Philadelphia, 1991. P. 25.

2. Reilly B.F. The Contest of Christian and Muslim Spain 1031-1157. Cambridge, 1992. P. 159-173.

3. McCrank L.J. Norman crusaders in the Catalan reconquest: Robert Burdet and the principality of Tarragona, 1129-55 // Journal of Medieval History. 1981. Vol. 7. P. 69. Все трое были участниками Первого крестового похода.

4. Fletcher R.A. The Quest for El Cid. L., 1989. P. 83. Ротру II был зятем Генриха I Английского. Впервые он побывал в Испании около 1108 г. Вторично Альфонсо призвал своего кузена после успешной Сарагосской кампании. Некоторые испанские источники полагают, что Ротру участвовал в этих кампаниях в долине Эбро 1118-1119 гг. и захватил Туделу, но до 1123 г. следы присутствия Ротру в грамотах не прослеживаются (Thompson K.H. The Counts of the Perche c. 1066-1217. Ph. D. Thesis. University of Sheffield, 1995. P. 20).

5. Chaytor H.J. A History of Aragon and Catalonia. L., 1933. P. 54. См. о нем: Benito Ruano E. Alfonso Jordán, conde de Toulouse. Un nieto de Alfonso VI en Castilla // Estudios sobre Alfonso VI y la reconquista de Toledo. Toledo, 1987. T. I. P. 83-93; Reilly B.F. The Kingdom of Leon-Castilla Under King Alfonso VII, 1126-1157. Philadelphia, 1998. P. 15, 136.

6. Collección diplomática de Alfonso I de Aragón y Pamplona/ ed. J.A. Lema Pueyo. San Sebastian, 1990. P. 10.

7. Что, безусловно, нравилось далеко не всем - и в Арагоне, и в Леоне. Хронист из Саагуна даже обвинял французов на службе Альфонсо, что те «имели привычку к злодеяниям, неспособности и гаданиям и преуспели в смертоносном искусстве некромантии» (Las Cronicas anonimas de Sahagun. Zaragoza, 1987. P. 61).

8. Chronicon Sancti Maxentii Pictavensis // Chroniques des eglises d’Anjou. P., 1869. P. 427.

9. Bishko C.J. The Spanish and Portuguese Reconquest, 1095-1492 // A History of the Crusades. Madison, 1975. Vol. III. P. 404.

10. Lacarra J.M. Vida de Alfonso el Batallador. Zaragoza, 1971. P. 62, 66.

11. Huici Miranda A. Nuevas aportaciones de «al-Bayān al-Mugrib» sobre los Almoravides // Al-Andalus. 1963. T. XXVIII. P. 315.

12. Al-Makkari. The History of the Mohammedan Dynasties in Spain. N.Y., 1964. Vol. 2. P. 303; Lomax D. The Reconquest of Spain. L.; N.Y., 1978. P. 84.

13. Bosch Vilá J. Los Almorávides. Granada, 1990. P. 194.

14. Al-Kardabus. Kitab al-Iqtifa // Al-Makkari. The History of the Mohammedan Dynasties in Spain. Vol. 2. App. C. P. XLV-XLVI; O’Callaghan J.F. A History of Medieval Spain. Ithaca, 1971. P. 220.

15. Al-Kardabus. P. XLVI.

16. Montgomery Watt W. A History of Islamic Spain. Edinburgh, 1967. P. 100.

17. Dozy R. Spanish Islam. L., 1913. P. 724.

18. Bosch Vilá J. Op. cit. P. 195. Not. 42; Nelson L.H. Rotrou of Perche and the Aragonese Reconquest // Traditio. 1970. Vol. 26. P. 123.

19. Collección diplomática de Alfonso I … P. 151.

20. Chronicon Sancti Maxentii Pictavensis … P. 427-428.

21. Stalls C. Possessing the Land: Aragon’s Expansion into Islam’s Ebro Frontier under Alfonso the Battler, 1104-1134. Leiden; N.Y.; Köln, 1995. P. 41-43.

22. Ahmed Ben Khaled En-Naciri Es-Sladui. Kitab El-Istiqa Li-Akhbar Doual El-Maghrib El-Aqa (Histoire du Maroc) // Archives Marocaines. 1925. T. 2. Vol. 31. P. 206; Roudh el-Kartas: histoire des souverains du Maghreb (Espagne et Maroc) et annales de la ville de Fès. P., 1860. P. 234.

23. Lagardère V. Les Almoravides jusqu’au regne de Yusuf b. Tasfin (1039-1106). P., 1989. P. 177. До февраля 1119 г. он управлял Мурсией.

24. Gimeno E.B. Historia de la villa de Cutanda. Calamocha, 2002. P. 81.

25. Поэты воспевали его отвагу (Dozy R. Recherches sur l’histoire et la littérature de l’Espagne pendant le Moyen Age. Paris; Leyde, 1881. T. 2. P. 413). Образцы панегириков ему у Ибн Хафаджи см.: Monroe J.T. Hispano-Arabic Poetry of the Almoravid Period: Theory and Practice // Viator. 1973. Vol. 4. P. 72. Not. 28; P. 79. Not. 46.

26. Но к марту 1120 г. (согласно «Анналам Компостелы» (см.: Annales Compostellani // España Sagrada. Madrid, 1767. T. 23. P. 322), уже в 1119 г.) ей завладели арагонцы (Collección diplomática de Alfonso I … P. 153.)

27. Al-Makkari. Op. cit. P. 514. Not. 25.

28. Conde J. Histoire de la domination des Arabes et des Maures en Espagne et en Portugal. P., 1825. T. II. P. 318.

29. Huici Miranda A. Op. cit. P. 321.

30. Al-Makkari. Op. cit. P. 304.

31. Boissonnade P. Du nouveau sur la Chanson de Roland. P., 1923. P. 50.

32. Lacarra J.M. Vida … P. 69.

33. Песнь о Роланде. Коронование Людовика. Нимская телега. Песнь о Сиде. Романсеро. М., 1976. С. 300.

34. Там же. С. 301, 333-334.

35. Кастильская «Хроника двадцати королей» сообщает: «Имел король дон Альфонсо Арагонский битву с Альморавидами в месте, что зовется Контада [вариант - «Котанда»]», победив там «трех мавританских царей - Auenhuerca, и Auetentrimad, и Aoulfatima [варианты - Amenuerca, и Abentrimad, и Avolfatima]», после чего завоевал Дароку (Catalán D. Crónicas generales y cantares de gesta. El Mio Cid de Alfonso X y el del Pseudo Ben-Alfaraŷ // Hispanic Review. 1963. Vol. XXXI. № 3. P. 213; P. 214. Not. 76). Но эти имена (Ибн Уэрка, Ибн Тримад и Абу-л-Фатима?) или вымышленные, или искажены до неузнаваемости.

36. Gimeno E.B. Op. cit. P. 81. Ополченцы Калатаюда, очевидно, не участвовали в сражении. Во всяком случае, местные кади (род Бану ал-Кали) не понесли никакого урона, в отличие от кади других городов (El Hour R. The Andalusian Qādī in the Almoravid Period: Political and Judicial Authority // Studia Islamica. 2000. № 90. P. 70-71).

37. По мнению Т. Биссона, вести о контратаке мусульман на Сарагосу отвлекли короля к валенсийскому пограничью, где при Кутанде его войска обратили в бегство альморавидское войско (Bisson T.N. The Medieval Crown of Aragon: A Short History. Oxford, 1986. P. 15-16). Однако, мусульманская армия, похоже, направлялась именно на Калатаюд, а Кутанда вовсе не лежит в землях, расположенных недалеко от границы провинции Валенсия.

38. Lagardère V. La haute judicature à l’époque almoravide en al-Andalus // Al-Qantara. 1986. Vol. 7. № 1/2. P. 226-227.

39. Lacarra J.M. Vida … P. 69.

40. Huici Miranda A. Op. cit. P. 322.

41. Codera F. Bibliotheca arabico-hispana: 8 t. // Boletín de la Real Academia de la Historia. 1886. T. 6. P. 349.

42. Поддерживается: Lacarra J.M. Vida … P. 69; Stalls C. Op. cit. P. 44.

43. Поддерживается: Boissonnade P. Op. cit. P. 51; Lomax D. Op. cit. P. 84.

44. Codera F. Decadencia y desaparición de los Almoravides en España. Zaragoza, 1899. P. 265-266.

45. Ibn el-Athir. Extrait de la Chronique intitulee Kamel-Altevarykh // Recueil des Historiens des Croisades. Historiens orientaux. Paris, 1872. T. I. P. 787. Хронист ошибочно уверен, что Альфонсо осаждал «и притеснял жителей» Кутанды, где и состоялось сражение, а не Калатаюда.

46. Juste A.C. La batalla de Cutanda (1120) // Xiloca. 1997. № 20. P. 44.

47. Ср.: Canellas López A. El Cartulario de Santa Cristina de Somport // Homenaje al profesor Juan Torres Fontes. Murcia, 1987. T. I. P. 205.

48. De La Puente C. Vivre et mourir pour Dieu, oeuvre et héritage d’Abū ‘Alī Al-Sadafī (m. 514/1120) // Studia Islamica. 1998. № 88. P. 95. Об Ибн Башкувале см. подробнее: Meouak M. Un manuscrit inédit d’Ibn Baškuwāl: le kitāb al-Fawa’id al-Muntahaba wa-l-hikāyāt al-mustaġraba // Arabica. 1988. Vol. 35. № 3. P. 388-391.

49. Chronicon Sancti Maxentii Pictavensis … P. 428.

50. Anales Toledanos I // España Sagrada. T. 23. P. 388.

51. Al-Makkari. Op. cit. P. 304; Roudh el-Kartas … P. 234.

52. The Chronicle of San Juan de la Peña … P. 27; Historia de la Corona de Aragón conocida generalmente con el nombre de Crónica de San Juan de la Peña. Zaragoza, 1876. S. XIX. P. 68. Однако, фактически Кутанда описана хронистом после падения Сарагосы и до взятия Калатаюда - вот только последнее событие ошибочно датировано им 1118 годом.

53. Zurita J. Anales de la Corona de Aragon. Zaragoza, 1976. T. 1. Lb. I. Cap. XLIV.

54. Ramos Loscertales J.M. El reino de Aragon bajo la dinastia pamplonesa. Salamanca, 1961. P. 90. Not. 145.

55. Crónicas navarras. Valencia, 1964. P. 41.

56. Столько же было на стороне Альфонсо в битве при Фраге, по Ибн ал-Асиру. Но это лишь вымысел - хронисты, завышая количество неприятельских воинов или убитых врагов, тем самым подчеркивали размах победы единоверцев или «объясняли» причину поражения (O’Callaghan J.F. Reconquest and Crusade in Medieval Spain. Philadelphia, 2003. P. 146).

57. Huici Miranda A. Op. cit. P. 322.

58. Stalls C. Op. cit. P. 44.

59. Lagardère V. Les Almoravides. Le djihâd andalou (1106-1143). P., 1998. P. 174.

60. Bosch Vilá J. Op. cit. P. 196.

61. Lacarra J.M. Vida … P. 69.

62. Defourneaux M. Les français en Espagne aux XIe et XIIe siècles. P., 1949. P. 160. Not. 3; Historia de la Corona de Aragón … P. 68; Zurita  J. Op. cit. Lb. I, Cap. XLIV; Juste A.C. Op. cit. P. 40 («Хроника государств полуострова»).

63. Lacarra J.M. Documentos para el estudio de la reconquista y repoblacion del valle del Ebro (segunda serie) // Estudios de Edad Media de la Corona de Aragon. 1947-1948. T. 3. № 114. P. 518. По мнению Альфреда Ришара, граф выступил в Испанию на исходе 1119 г. (Richard A. Histoire des comtes de Poitou 778-1204. P., 1903. T. I. P. 482), но предложенная им дата сражения, 18 мая, явно ошибочна. Ср.: герцог вышел из Пуатье или Бордо на исходе зимы 1119-1120 г. (Fabre A. La chanson de Roland dans la Chanson de sainte Foy. Rodez, 1941. P. 61). Однако, в 1120 г. Гийом посетил Сен-Жан-де-Сорд, подтвердив его привилегии, и этот его визит в монастырь, несомненно, был связан с планируемой летней экспедицией в Испанию (Martindale J. Cavalaria et Orgueill: Duke William IX of Aquitaine and the Historian // The Ideals and Practice of Medieval Knighthood / ed. C. Harper-Bill, R.E. Harvey. Woodbridge, 1988. Vol. II. P. 98).

64. Lacarra J.M. Vida … P. 69. Ср.: Nykl A.R. La poesia a ambos lados del Pirineo hacia el año 1100 // Al-Andalus. 1933. T. 1. P. 370 (отлучение снято папой в 1118 г.).

65. Annales Compostellani … P. 321.

66. Beech G.T. The Eleanor of Aquitaine Vase, William IX of Aquitaine, and Muslim Spain // Gesta. 1993. Vol. 32. № 1. P. 3-10. О происхождении и истории вазы см. подробнее: Idem. The Eleanor of Aquitaine Vase: Its Origins and History to the Early Twelfth Century // Ars Orientalis. 1992. Vol. 22. P. 69-79.

67. Lévi-Provençal E. Arabica occidentalia, II // Arabica. 1954. T. 1. № 2. P. 209.

68. Uhl P. Guillaume IX d’Aquitaine et la sorcellerie de Babel: A propos des vers arabes de la chanson V (MS. C) // Arabica. 1991. Vol. 38. № 1. P. 19-39, особ. P. 35.

69. Collección diplomática de Alfonso I … P. 153.

70. Этьен (Эстебан), епископ Уэски-Хаки, во время осады Сарагосы предложил свою казну для оплаты воинов, когда французские союзники начали дезертировать, и всегда пользовался покровительством Альфонсо, сопровождая его во всех войнах. Он даже совершил паломничество в Святую Землю (1104-1106 гг.?). Этьен участвовал в сражении при Конгост-де-Марторель (каталонцы против Альморавидов, 1115 г.) и погиб вместе с виконтом Гастоном Беарнским во время набега 1130 г.

71. Раймунд, прелат Роды и Барбастро, точно также был политиком и воином, а не священником. «Король Арагона, - писал архиепископ Таррасоны, - был врагом епископа Рамона, поскольку тот не сопровождал его в борьбе против христиан».

72. Collección diplomática de Alfonso I … P. 154-155. Бернар де Комминж участвовал в осаде Сарагосы (как и Гастон Беарнский со своим братом Сентулем), в декабре 1134 г. он подтвердил грамоту Альфонсо VII (Bull M. Knightly Piety and the Lay Response to the First Crusade: The Limousin and Gascony, c. 970 - c. 1130. Oxford, 1993. P. 106).

73. Collección diplomática de Alfonso I … P. 109.

74. Ibid. P. 232.

75. Richard A. Op. cit. P. 483.

76. Boissonnade P. Op. cit. P. 51; Cartulaire de l’abbaye de Saint Jean de Sorde. P., 1873. P. 65-67.

77. Bull M. Op. cit. P. 107.

78. Вьядангос: Historia Compostelana // España Sagrada. Madrid, 1765. T. 20. P. 122.

79. Контамин Ф. Война в Средние века. СПб., 2001. С. 61, 81-82; France J. Victory in the East: A Military History of the First Crusade. Cambridge, 1994. P. 126-127.

80. Включая, наверное, и лучников, как во время осады Сарагосы.

81. Gimeno E.B. Op. cit. P. 81-82; Juste A.C. Op. cit. P. 45.

82. Chronicon Sancti Maxentii Pictavensis … P. 428. Численность верблюдов завышена, как и людские потери мусульман (Gimeno E.B. Op. cit. P. 83).

83. Ex chronico Richardi Pictaviensis // Recueil des historiens des Gaules et de France. P., 1877. T. 12. P. 412-413.

84. Ibn el-Athir. Extrait de la Chronique … P. 787. Любопытно, что ал-Фарра (ал-Фарадж) первоначально противился установлению власти Йусуфа б. Ташфина в Альмерии, что, как видим, не сказалось на его карьере (El Hour R. Op. cit. P. 75).

85. Т.е. один из трех главных кади ал-Андалуса (Kennedy H. Muslim Spain and Portugal: a Political History of al-Andalus. L.; N.Y., 1996. P. 178).

86. По солнечному летоисчислению, ему было 68 лет - ас-Садафи родился (не в самой Сарагосе, но в деревушке подле города) в 454/1062 г. Что любопытно - он был родом из мувалладов (De La Puente С. Op. cit. P. 80). Другую дату его рождения (444/1052 г.) приводит: Monroe J.T. Al-Saraqustī, ibn al-Aštarkūwī: Andalusī Lexicographer, Poet, and Author of «al-Maqāmāt al-Luzūmīya» // Journal of Arabic Literature. 1997. Vol. 28. № 1. P. 6. Not. 17.

87. См. о нем: De La Puente С. Op. cit. P. 77-102.

88. Lagardère V. La haute judicature … P. 227. В Хативе Абу Али, собрав кругом себя множество учеников, поучал их в хадисах, а также, несомненно, морально готовил их к предстоящей войне (De La Puente С. Op. cit. P. 96). Не менее чем двое его учеников тоже погибли при Кутанде. Среди погибших - Ахмад б. Ибрахим б. Мохаммад б. Йалаф Абу Лайла и Абд ар-Рахман б. Фатах ал-Лахми (Codera F. Bibliotheca arabico-hispana … P. 347, 349).

89. Lagardère V. Les Almoravides. Le djihâd andalou … P. 87-88.

90. El Hour R. Op. cit. P. 72-73; Lagardère V. A propos d’un chapitre du «Nafh wal-taswiya» attribué a G̣āzalī // Studia Islamica. 1984. № 60. P. 119-120 [биографическая статья того же автора об ал-Араби осталась мне недоступной]; Lévi-Provençal E. Arabica occidentalia, V // Arabica. 1955. T. 2. № 3. P. 269-270; Viguera M.J. Las cartas de al-Gazālī y al-Turtūšī al soberano almorávid Yusuf b. Tāšufin // Al-Andalus. 1977. T. 42. P. 341-374 (о миссии ал-Араби в халифате).

91. The Chronicle of San Juan de la Peña … P. 27; Historia de la Corona de Aragón … P. 68. Ср.: Defourneaux M. Op. cit. P. 180. Not. 3.

92. «Filius de Miramomelim»: «мирамомелином», или «мирамомолином» христиане называли халифа Альмохадов (не Альморавидов, правитель которых носил титул амир ал-муслимин), от арабского амир ал-муминин, владыка верующих (The Latin Chronicle of the Kings of Castile. Arizona, 2002. P. 25. Not. 7). Речь идет о Йинтане, но сын Али, «мирамомелина», участвовал в кампании 1130 г. и благополучно здравствовал еще четыре года спустя. Источником неточности явно была «Хроника государств полуострова» (Cronica de los Estados peninsulares), около 1305 г., текст которой о Кутанде практически дословно совпадает с хроникой Сан-Хуан-де-ла-Пенья.

93. Annales Compostellani … P. 321.

94. Именно лагерь, а не замок, как ошибочно считают (Gimeno E.B. Op. cit. P. 82).

95. Codera F. Bibliotheca arabico-hispana … P. 348; Idem. Decadencia … P. 266.

96. Lagardère V. Les Almoravides. Le djihâd andalou … P. 174.

97. Ср.: Lagardère V. Le Vendredi de Zallaqa. 23 octobre 1086. P., 1989. P. 183-184.

98. Al-Makkari. Op. cit. P. 304.

99. De La Puente С. Op. cit. P. 96.

100. Ибн Хамдис (1055-1132), Севилья: Арабская поэзия средних веков. М., 1975. С. 627.

101. Beraud-Villars J. Les touaregs au pays du Cid. P., 1946. P. 210.

102. O’Callaghan J.F. A History of Medieval Spain … P. 220.

103. The Chronicle of San Juan de la Peña … P. 27; Historia de la Corona de Aragón … P. 68 («Peior est quam illa de Cotanda»).

104. Об андалусских кади того времени см.: El Hour R. Op. cit. P. 67-83 (автор отмечает военную роль кади - Ibid. P. 68); Serrano D. Legal Practice in an Andalusī-Maghribī Source from the Twelfth Century CE: The Madhāhib al-hukkām fī nawāzil al-ahkām // Islamic Law and Society. 2000. Vol. 7. № 2. P. 187-234.

105. Al-Makkari. Op. cit. P. 304 (исправлено по тексту у Кодеры).

106. Martindale J. Op. cit. P. 103.

107. Boissonnade P. Op. cit. P. 50-51. Но см. рецензию на эту работу: Jenkins T.A. // Modern Philology. 1923-1924. Vol. 21. P. 103-106.

108. Gimeno E.B. Op. cit. P. 83.

109. Lagardère V. Les Almoravides. Le djihâd andalou … P. 88-89, 173-175.

110. Lacarra J.M. Vida … P. 71.

111. Stalls C. Op. cit. P. 45.

112. Diplomatario de la reina Urraca de Castilla y Leon (1109-1126). Zaragoza, 1996. P. 238; Albi I.L. La reina doña Urraca (1109-1126): Cancilleria y coleccion diplomatica. Leon, 2003. P. 543.

113. Collección diplomática de Alfonso I … P. 155.

114. Reilly B.F. The Kingdom of Leon-Castilla Under Queen Urraca, 1109-1126. Princeton, 1982. P. 149.

115. Lacarra J.M. Documentos para … P. 532.

116. Fletcher R.A. Saint James Catapult: The Life and Times of Diego Gelmirez of Santiago de Compostela. Oxford, 1984. P. 147-148.

117. Historia Compostelana … P. 319-320.

Постоянный адрес публикации: http://deusvult.ru/87-bitva-pri-kutande.html.
НАШ ФОРУМ
КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ НА ВОСТОК
СЕВЕРНЫЕ КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ
РЕКОНКИСТА
ДУХОВНО-РЫЦАРСКИЕ ОРДЕНА
РЕЛИГИЯ И ЦЕРКОВЬ
ИСТОЧНИКИ
ЛИТЕРАТУРА
СПРАВОЧНИК