Главная » Орден тамплиеров » Символика ордена тамплиеров в архитектуре Португалии

Символика ордена тамплиеров в архитектуре Португалии

Л.А. Чечик

В работе впервые прослеживаются особенности португальской архитектуры в связи с тамплиерской символикой.

Освобождение земель Португалии от мусульманского владычества (XII-XIII вв.) стало возможным благодаря мощной поддержки рыцарей Храма. То, что церкви освобожденных городов, по тамплиерским же законам, подчинялись непосредственно папе римскому, а не местным епископам, сыграло впоследствии решающую роль в признании святейшим престолом независимости Португальского графства от могущественных правителей Кастилии и Арагона. А затем и признание португальской провинции суверенным королевством. Португальская епархия тамплиеров процветала.

Несмотря на позднейшие обвинения военно-монашеского ордена в стяжательстве, совершенно очевидно, что огромные средства тамплиерами вкладывались по назначению - в строительство многочисленных замков и крепостей на границах христианского мира. Воюющая с маврами Португалия именно таковой и была. Так, под патронажем тамплиеров оказались основанные ими замки Кардига, Фоз, Помбал, Алмурол, Иданья, Монсанту (все XII в.).

В 1162 году друг и соратник первого короля независимой страны Афонсу Энрикиша, четвертый магистр местной епархии ордена Храма Гуалдин Паиш (Gualdim Pais) основал «для солдат Храма» крепость и монастырь Христа в Томаре. Крепость получает статус города и становится фактической столицей тамплиерской Португалии.

Старейший фрагмент монастырского комплекса из дошедших до нас ранних построек, - сложенная из золотистого известняка строгая, похожая на крепостную, стена монастыря и его центральная часть на вершине горы - Шарола, известная также как Ротонда тамплиеров.

Она представляет собой высокую шестнадцатигранную башню, разделенную выступами контрфорсов, с окнами-бойницами. Форма алтаря повторяет в плане сорокаметровую в диаметре кувуклию Храма Гроба Господня в Иерусалиме, для защиты которого и был основан орден. Но также напоминает и формы Куббат-аз-Сахра на месте храма Соломона.

При Энрике Мореплавателе строительство в Томаре продолжилось. Постройки подчеркивали первоначальный план города в форме креста, концы которого обращены к четырем частям света.

После разгрома ордена французским королем Филиппом IV Красивым и папой Климентом V тамплиеров в Португалии не преследовали. Архиепископ Лиссабонский очистил рыцарей Храма от всяких подозрений, и лишь по настоянию папы орден был формально упразднен. Однако с 1319 года король Диниш I учредил в своем государстве орден Христа, таким образом, сохранив все имущество и привилегии за орденом Храма, и фактически возвратив ему первоначальное имя. Более того, магистрами ордена продолжали избираться члены королевского дома. В свою очередь рыцари Христа оказали огромное влияние на развитие страны. Ибо кроме военной мощи и самой совершенной для своего времени финансовой системы приемники тамплиеров были известны активной созидательной деятельностью.

Одной из самых главных страстей короля-рыцаря Мануэла I [1] Счастливого, во время правления которого произошло в полном смысле «открытие мира», было строительство. В архитектурном декоре построек воплотились новые картины мира, его разнообразнейшие образы, которые так впечатляли португальских воинов и мореплавателей. В дальнейшем эта особенность португальского зодчества получила название по имени короля-рыцаря - «мануэлину». Не смотря на экспансию новых мотивов в португальской архитектуре легко обнаруживается влияние тамплиерской символики и изобразительной лексики. И в планировке (октогональная Капелаш Имперфейташ монастыря Санта-Мария да Витория в Баталье), и в пластическом декоре (инсигнии рыцарей Христа в армиллярных сферах, восьмиугольные кресты его герба и др. фрагменты в декоре центральных памятников мануэлину, таких как: собор монастыря Сан Жеронимуш, Торе де Белем в Лиссабоне [2], зал капитула на западной стороне Шаролы в Томаре и многие другие).

Обязательное включение в собрание элементов декора восьмиконечного креста (обозначение не только идеи христианства, но и ордена Христа как олицетворения мессианства) и герба Мануэла I - перетянутой пятью поясами, как параллелями, сферы, с «накинутой» на манер портупеи объединяющей объем диагональю (по сути армиллярной сферы) становится «логотипом» стиля, «времени и места действия».

Орден Христа был окончательно распущен правительственным указом 1834 года.

Однако тамплиерские инсигнии возникают в декоре зданий в рамках исторического романтизма в XIX в. и в связи с масонской символикой (дворец-отель Бусаку, дворец Пена, Кинту дела Ригальера).

 

© Чечик Л.А., 2007
© Бойчук Б.В., 2009
DEUSVULT.RU, 2012

 

Литература

  1.  Варьяш О.И., Черных А.П. Португалия: дороги истории. - М., 1990.

  2. Каптерева Т.П. Искусство Португалии. От древности до Великих географических открытий. - М., 1990.

  3. Dias P. A Architectura Manuelina. - Porto, 1988.

  4. Gil J. Os mais belos palacios de Portugal. - Lisboa, 1998.

  5. Leite S. A arte do manuelino como percorso simbolico. - 2005.

  6. Livermore H.V. A new history of Portugal. - 2th ed. - Cambridge: Cambridge University Press, 1976.

  7. Manuelino a descoberta da arte do tempo de d.Manuel I. - Lisboa, 2002.

  8. Pedrosa dos Santos Graca Luis Maria. Convento de Cristo. - Lisboa; Mafra, 1994.

  9. Pereira P. 2000 years of art in Portugal. - Lisboa, 2000.

 

Примечания

1. До того, как стать королем, Мануэл I Счастливый (1495-1521), в бытность герцогом Бежи (Beja) так же был магистром ордена Христа.

2. Несмотря на то, что здания относилось к епархии иеронимитов, присутствие наследия тамплиеров наглядно и неоспоримо. Грандиозный собор был построен на месте монастыря, принадлежавшего ордену Христа, и построенного Генрихом Мореплавателем, магистром ордена.

Постоянный адрес публикации: http://deusvult.ru/81-simvolika-tamplierov-v-arkhitekture-portugalii.html.
НАШ ФОРУМ
КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ НА ВОСТОК
СЕВЕРНЫЕ КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ
РЕКОНКИСТА
ДУХОВНО-РЫЦАРСКИЕ ОРДЕНА
РЕЛИГИЯ И ЦЕРКОВЬ
ИСТОЧНИКИ
ЛИТЕРАТУРА
СПРАВОЧНИК