Главная » Обзоры источников » Хроника Виганда Марбургского. Аннотация

Хроника Виганда Марбургского. Аннотация

А.С. Котов

Аннотация хроники Виганда Марбургского.

Авторство

Автор хроники - Виганд Марбургский (Wigand von Marburg), герольд великого магистра, не являвшийся членом Тевтонского ордена. Именно о нем, вероятно, свидетельствует запись 1409 г. в книге казначея, где фигурирует имя Wygant von Martberg – герольд, который получил 2 марки [1].

Происхождение Виганда не ясно. Ранняя историография, исходя из имени, считала его уроженцем одной из германских земель – Гессена. Славомир Цоненберг, основываясь на просопографических исследованиях, ставил под сомнение западногерманское происхождение и предлагал в качестве альтернативы Штирию, город Марбург (ныне Марибор, Словения) [2].

Й. Вента полагает, что Виганд написал хронику в Кёнигсберге [3]. Общепринятой датой создания хроники является 1394 г.

 

Оригинал, рукописи, списки

Оригинал хроники не сохранился. Последние упоминание оригинала относятся к XIX веку. К. Лукас в 1821 году обнаружил ее в библиотеке Бернардинского монастыря в Торне [4].

Имеются отдельные списки, фрагменты, вошедшие в другие источники.

Изданный в Scriptores rerum Prussicarum текст – это реконструкция издателя, Т. Хирша (T. Hirsch) на основе сохранившихся списков [5].

Первоначально текст был написан стихом на немецком языке.

 

Списки

Для польского историка Яна Длугоша (1415-1480) в свое время с оригинала был сделан перевод на латинский язык, как предполагается, торнским священником Конрадом Гесселеном. Перевод считается небрежным и сделанным в спешке.

В XVI веке прусские историографы Борнбах и Шютц использовали в своих произведениях небольшое количество строф из оригинала. Сохранилось 9 оригинальных рифмованных фрагментов.

 

Характеристика содержания

Хроника Виганда Марбургского охватывает события с 1293 по 1394 гг. и описывает так называемые Литовские рейзы – военные вылазки европейской знати в сопровождении орденских отрядов в Литву. Виганд описывал войско в своем построении и вооружении, а также ход военных действий. Автор уделяет внимание доблести, независимо от того, кто ее проявляет, будь то «гости» ордена, рыцари ордена или же языческие литовцы. В результате, хроника изобилует хвалебными речами.

Орден, конечно, остается в центре внимания, однако повествование лишено политической окраски. «У Виганда нет ни основополагающего представления о смысле исторического прошлого, ни политического кругозора» (У. Арнольд) [6].

 

Источники автора

Среди источников, на которые опирался Виганд, выделяют Старшую Оливскую хронику, Ливонскую хронику Германа Вартберга, вероятно также Выдержки самбийского каноника. Предполагается, что он использовал несохранившиеся анналы второй половины XIV века, дорожные записи и орденские некрологи.

 

Проблематика

В источниковедческом плане остается не ясным, каким образом Виганд получил доступ к своим источникам и воспользовался латинскими текстами, кто помогал ему и был ли у него переводчик [7].

Хроника Виганда входит в определенный комплекс источников, наряду с сочинениями Петра фон Зухенвирта, Генриха Тайхнера, представляющих рыцарский этос. Однако отличается тем, что представляет собой историописание, а не «хвалебные речи» [8]. Эти стихотворные произведения раскрывают также специфику придворно-рыцарской культуры в государстве Тевтонского ордена в Пруссии (Кёнигсберг, Мариенбург).

В этой связи появляется вопрос об аудитории. Предположительно хроника могла зачитываться на так называемых «Ehrentisch», особое застолье для представителей западноевропейской знати, которое выделяло ее в пространстве отдельным столом [9].

Как выразитель формирующейся придворно-рыцарской культуры Хроника Виганда Марбургского является маркером окончательного оформления рыцарского направления в Тевтонском ордене, в отличие от немецких баллеев, где усиливается каритативная деятельность.

Слабый интерес к политической истории, представленный в хронике, по мнению У. Арнольда, подчеркивает то, что Тевтонский орден и его государство находились в это время в зените. Государство ордена достигает максимальной величины в конце XIV – нач. XV вв. [10]

Вместе с тем Хроника Виганда Марбургского представляет собой, по сути, единственный нарративный летописный источник по периоду правления великого магистра Винриха фон Книпроде (1351-1382), что вызывает определенные сложности в реконструкции прошлого в силу специфики интересов автора хроники, который уделял внимание боям и вылазкам [11].

 

© Котов А.С., 2009
© Бойчук Б.В., 2009
DEUSVULT.RU, 2011

 

Примечания

1. Das Marienburger Tresslerbuch der Jahre 1399-1409 / hg. von Joachim. 1896. S. 524.

2. Wenta J. Studien über die Ordensgeschichtsschreibung am Beispiel Preußens. Toruń, 2000. S. 229.

3. Ibid.

4. Ibid. S. 228.

5. Die Chronik Wigands von Marburg // Scriptores rerum Prussicarum. Leipzig, 1863. T. 2. S. 429-662.

6. Arnold U. Geschitsschreibung im Preußenland bis zum Ausgang des 16. Jahrhunderts // Jahrbuch für die Geschichte Mittel- und Ostdeutschlands. Berlin, 1970. Bd. 19. S. 83.

7. Boockmann H. Die Geschichtsschreibung des Deutschen Ordens Gattungsfragen und «Gebrauchssituation» // Geschichtsschreibung und Geschichtsbewusstsein im späten Mittelalters. Sigmaringen, 1987. S. 457.

8. Ibid. S. 459.

9. Wenta J. Op. cit. S. 160.

10. Arnold U. Op. cit. S. 83.

11. Ibid. S. 82.

Постоянный адрес публикации: http://deusvult.ru/56-khronika-viganda-marburgskogo.html.
НАШ ФОРУМ
КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ НА ВОСТОК
СЕВЕРНЫЕ КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ
РЕКОНКИСТА
ДУХОВНО-РЫЦАРСКИЕ ОРДЕНА
РЕЛИГИЯ И ЦЕРКОВЬ
ИСТОЧНИКИ
ЛИТЕРАТУРА
СПРАВОЧНИК