Главная » Кампании и сражения Реконкисты » Битва при Консуэгре (1097 г.)

Битва при Консуэгре (1097 г.)

М.В. Нечитайлов, к.и.н.

В статье приводится описание кампании Альфонсо VI и его поражении в битве при Консуэгре.

Весной 1097 г. король Леона-Кастилии Альфонсо VI запланировал крупный поход - то ли на мусульман, то ли против христианского Арагона. Но в его планы неожиданно вмешался случай: прибытие в Испанию новых сил берберов Альморавидов из Африки…

Битва при Консуэгре (1097 г.)Источники о кампании этого года крайне скудны [1]. Более или менее информативны всего две хроники: Первые Толедские анналы и Ибн ал-Кардабус. Первые сообщают: «Поражение короля дона Альфонсо в месте Консуэгра, в субботу [15 августа], и в день Св. Марии в августе вступил король в Консуэгру, и осаждали его Альморавиды там восемь дней, и (потом) ушли, эра 1135 [1097]» [2]. Африканский историк более красноречив: «В 490 году [начинался 18 декабря 1096 г. от Р.Х.] эмир мусульман посетил ал-Андалус в третий раз и расположился в Кордове. Будучи там, услышал он, что Альфонсо движется на него, и заявил: „Я никогда не встречусь с ним снова, пока я жив, поскольку поражения - создания Аллаха, и я получил достаточно в тот год, когда я встретил его при Заллаке [т.е., я победил его однажды, но Богу может быть неугодно, чтобы я победил его еще раз лично]. Однако, я отправлю моих каидов против него, с моими лучшими войсками; и если Аллах судил, чтобы они потерпели поражение, я буду позади их, словно плащ, чтобы прикрыть их отступление“. В соответствии с этим он собрал многочисленное войско Альморавидов, арабов и андалуссцев, из восточных и западных областей страны, командование которым он поручил Мухаммаду б. ал-Хаджжу, одному из его полководцев. Оба воинства встретились в месте, именуемом Кабетува [Консуэгра], где маневрировали и атаковали, пока Всемогущему не угодно было обратить в замешательство авангард врага, и они бежали перед мусульманами, которые преследовали их близко, с мечом в руке, сея смерть среди них [3]. После этого мусульмане вернулись в Кордову невредимыми и загруженными добычей. Эмир был очень рад победе…» [4].

Итак, в середине 1097 г. Йусуф б. Ташфин, амир ал-муслимин ва-насир ад-дин [5], переправился через пролив в четвертый раз [6]. Марокко было усмирено, но в ал-Андалусе (за исключением западного региона, после захвата Лиссабона в ноябре 1094 г.) напряженная обстановка сохранялась. Тайфы уже не существовали (кроме Сарагосы и Альбаррасина), и оборона страны оставалась на попечении африканских войск. Иберийский полуостров стал полем битвы, где христиане и мусульмане (берберы) оспаривали территориальное и политическое владычество над землями западного ислама. Находясь в Кордове, альморавидской столице, эмир мусульман подготовил экспедицию против толедского региона, чтобы отвлечь внимание от Валенсии и вынудить христиан сосредоточить свои усилия в центре полуострова. Сильное войско, состоявшее из африканцев и андалуссцев, возглавляемое кузеном Йусуфа, Уамаджузом (Абу Абд Аллах Мухаммад б. Самуин ал-Хаджж б. Мухаммад б. Турджут, ум. 1115) [7], наместником Гранады (сам эмир предпочел не искушать судьбу, избегая нового личного столкновения с императором), выступило в направлении столицы Тахо.

В этот момент Альфонсо с многочисленной армией направлялся к Сарагосе. Имена сопровождавших его военачальников находим в списке лиц, подтвердивших 19 мая грамоту короля (привилегия кастильскому монастырю в Силосе) в Ла-Агилере [8]: «Facta… in Aquilera, super flumine Dorio, rege exercitum ad Zaragoza ducente» [9]. Среди прочих, приложили руку «граф дон Гарсия, что держит Нахеру», и «Альвар Фаньес из Сориты», а также Гонсало Нуньес де Лара и Альваро Диас (из Оки) с сыном Педро Альваресом. Всего там присутствовали пять графов (Раймунд - зять короля, граф всей Галисии; тесть Альвара Фаньеса Педро Ансурес [10], Санчо Перес, Педро Пелаес) [11], архиепископ Бернар, трое епископов (Бургоса, Паленсии и Леона), аббаты четырех кастильских монастырей (Сан-Сальвадор-де-Онья, Сан-Педро-де-Карденья, Арлансы и Силоса), альферес Гомес Гонсалес, майордом Фернандо Муньос, мерино Кастилии дон Феликс и 14 магнатов [12] восточной Месеты и пограничья [13]. Поскольку каждый привел с собой не менее отряда-«знамени», могло собраться порядка 1200 рыцарей, сопровождаемых немалым числом слуг, оруженосцев, пехотинцев и обозников.

Из Агилеры король мог проследовать вдоль Дуэро до Альмасана. Затем он имел возможность либо двинуться на юг, к Мединасели, подняться по реке Халон и выйти к месту ее впадения в Эбро, всего в 20 километрах от Сарагосы. Либо повернуть на север, к Сории, перейти Сьерра-де-Монкайо и через Тарасону оказаться у Эбро, но 20 километрами севернее предшествующего маршрута. Правда, неясно, с какой именно целью вел свое войско к Сарагосе император - возможно, намереваясь преподать урок арагонцам за Алькорас и помочь ал-Мустаину. Если же он и впрямь собирался атаковать саму тайфу, ему следовало бы выбрать более северную и длинную дорогу по Сьерра-де-Деманда, маршруту паломников, на конце которого их поджидала Калаорра [14]. Но эти планы остались в проектах.

Внезапно получив по пути известие о вторжении, король вынужден был вернуться (в Толедо?). На сей раз он решил ограничиться обороной [15]. Не препятствуя проходу армии ал-Хаджжа через Сьерра-Морена, Альфонсо закрепился на линии от гор Толедо на западе до Консуэгры (территория бывшей Севильской тайфы) на южном окончании Сьерра-де-Альбаррасин и до Бельмонте и Куэнки на востоке, образовав своего рода треугольник (удар 1097 г. придется на его центр и один из углов). Он защищал только свои собственные владения. Спустившись вдоль притока Тахо и миновав Мору, королевская армия встретилась с мусульманами, только что вошедшими в земли Альфонсо, перед Консуэгрой (перешла к христианам, возможно, в 1085 или 1086 г.) [16]. Вероятно, по меньшей мере одна из сторон планировала обнаружить противника именно под Консуэгрой - оттуда начинались две дороги в ал-Андалус [17].

В ходе начавшегося сражения мурабиты смогли вновь доказать свое тактическое превосходство (подробности до нас не дошли) [18]. Авангард Альфонсо пришел в беспорядок, началось бегство всей армии. Ее остатки укрылись вместе с королем в Консуэгре - крепости того же местечка, расположенной на холме, хорошо приспособленной для обороны. Мурабиты осаждали христиан восемь дней, после чего оставили цитадель в покое и ушли, прервав (по неизвестной причине) столь удачно начатую кампанию [19].

В области Толедо примерно тогда же случилась и еще одна неудача. Йусуф отправил своего сына Мухаммада б. Айшу, наместника Мурсии, в окрестности Куэнки. Здесь альморавидский полководец сразился с Альваром Фаньесом, командующим на территории, начинающейся от крепостей Сорита и Сантавер, и разгромил его, взяв богатую добычу [20].

Как бы то ни было, потерпев неудачи [21], кастильцы все же сумели спасти свои земли от вторжения противника. Куэнка, Консуэгра и Уэльва устояли перед натиском берберов. Полевые армии христиан были разбиты, но не уничтожены, и собирались вновь за стенами крепостей долины Тахо. Берберы не смогли занять ни одной сколько-нибудь значительной цитадели Альфонсо, и их победы были эфемерными [22]. Продвижение мусульман было остановлено, и Йусуф снова уплыл обратно в Африку. В скором времени христиане возобновили военную активность. Альфонсо действовал в районе Гвадалахары (1098 г.) и в следующем году выдержал осаду Толедо, Педро I «с великим войском рыцарей» осадил Каласанс, Сид захватил замки Альменара (1097 г.) и Мурвьедро (1098 г.)…

 

© Нечитайлов М.В., 2011
© Бойчук Б.В., 2011
DEUSVULT.RU, 2011

 

Иллюстрации

Альфонсо VI. Миниатюра XI в. (см.: Рюкуа А. Средневековая Испания. М.: Вече, 2006).

 

Примечания

1. Ибн Халдун: «В следующем [490] году Йусуф переправился в Испанию в третий раз и, узнав, что король христиан движется ему навстречу, велел его атаковать альморавидскому войску под началом Мухаммада б. ал-Хаджжа. В этом сражении мусульмане одержали победу и нанесли полное поражение врагу» (см.: Ibn-Khaldoun. Histoire des Berbères. Alger, 1854. T. 2. P. 81). Ан-Насири практически дословно пересказывает Ибн Халдуна (см.: Ahmed Ben Khaled En-Naciri Es-Sladui. Kitab El-Istiqça Li-Akhbar Doual El-Maghrib El-Aqça (Histoire du Maroc) // Archives Marocaines. 1925. T. 2. Vol. 31. P. 190).

2. Anales Toledanos I // España Sagrada. Madrid, 1767. T. 23. P. 386.

3. «В том же году одолели Альморавиды Альфонсо, короля Испании, и девяносто рыцарей убили», - отмечает хроника Сен-Мэксан под 1096 г. (см.: Chronicon Sancti Maxentii Pictavensis // Chroniques des églises d’Anjou. P., 1869. P. 412). Но нет никаких данных о действиях Альфонсо против мавров в 1096 году. Скорее всего, речь идет именно о сражении при Консуэгре. Сына Сида, Диего Родригеса, «убили мавры при Консуэгре» (см.: Flórez H. Memorias de las reynas catholicas. Madrid, 1790. T. 1. P. 505). Вслед за кастильской традицией XIII в. (см.: Primera crónica general de España. Madrid, 1955. T. 2. P. 538; а также «Хроника двадцати королей»), считается, что подразумевается битва 1097 г. (см.: The World of El Cid: Chronicles of Spanish Reconquest. Manchester, 2000. P. 102. Not. 13), а Диего был послан отцом (который не мог оставить Валенсию) в королевскую армию с отрядом (см.: Menéndez Pidal R. La España del Cid. Madrid, 1947. Vol. 1. P. 535, 536). Хотя, с той же степенью вероятности можно предполагать, что юноша, если он вообще существовал, уже находился при дворе Альфонсо - воспитывался королем (см.: Ratcliffe M. Diego, hijo del Cid, y la fecha de composición del Cantar del Mio Cid // Dicenda. 1990. Vol. 9. P. 166) или играл роль заложника. Родриго был независимым правителем Валенсии. Это, однако, не исключает хорошие отношения между ним и Альфонсо. Прежде всего, у них был общий враг - Альморавиды. О проблемах, связанных с биографией Диего и его матерью, см.: Huici Miranda A. Las luchas del Cid Campeador con los Almoravides y el enigma du su hijo Diego // Hesperis-Tamuda. 1965. T. 6. P. 79-114 (Миранда предполагает, что Диего был сыном Родриго и Химены Гомес, его первой жены); Rubio Garcia L. Realidad y fantasia en el Poema de Mio Cid. Murcia, 1972. P. 112-116.

4. Al-Kardabus. Kitab al-Iqtifa // Al-Makkari. The History of the Mohammedan Dynasties. N.Y., 1964. Vol. 2. App. C. P. 41-42.

5. Этот почетный титул, лакаб («эмир мусульман и защитник веры»), Йусуф принял после победы при Заллаке (см.: Lévi-Provençal E. Arabica occidentalia, V // Arabica. 1955. T. 2. № 3. P. 268).

6. Bosch Vilá J. Los Almorávides. Granada, 1990. P. 160. Not. 248. Практически все источники ошибочно утверждают, что это был третий случай переправы эмира в ал-Андалус. И автор «Хулала» тоже полагает, что четвертая переправа имела место в 496 г.х. (1102/1103 гг.). В реальности, первая была в 1086 г., вторая - в 1088 или 1089 г. (Аледо), третья - в 1090 г. (покорение тайф).

7. Род Бану Хадж был ветвью правящего клана Бану Турджут, сам Мухаммад б. ал-Хаджж («Паломник»; ум. 1115) приходился троюродным братом эмиру Йусуфу и являлся «одним из его лучших полководцев» (см.: Ibn-Khaldoun. Histoire des Berbères… P. 78). В 1091 г. он захватил Кордову. См.: Lagardère V. Les Almoravides jusqu’au règne de Yūsuf b. Tāšfin (1039-1106). Paris, 1989. P. 168-170; Idem. Les Almoravides. Le djihâd andalou (1106-1143). Paris, 1998. P. 30, 34-38.

8. Ла-Агилера - деревушка восточнее Гормаса, в нескольких километрах на северо-запад от Аранда-де-Дуэро, которую от Сарагосы и Леона отделяли почти 240 и 180 километров по прямой.

9. Gambra A. Alfonso VI: Cancilleria, Curia e Imperio. León, 1998. T. 2. P. 365.

10. Kaplan G.B. Friend «of» Foe: The Divided Loyalty of Alvar Fañez in the Poema de mio Cid // Under the Influence: Questioning the Comparative in Medieval Castile. Leiden, 2005. P. 157.

11. Необходимо, однако, иметь в виду, что граф Педро и его тезка, епископ Леона, с редкостным постоянством пребывают в грамотах Саагуна с 15 января по 14 сентября этого года. Грамоту от 12 августа 1097 г. в Саагуне подтвердили Педро Ансурес, графы Фруэла и Гарсия (Ордоньес), епископ Леона Педро (см.: Colección diplomatica del monasterio de Sahagún (857-1230) / ed. M. Herrero de la Fuente. León, 1988. T. 3. P. 331-355). Это лишний раз доказывает, как сложно полагаться на частную документацию.

12. Среди них Фернан Перес де Ита и Фернан Гарсия.

13. Список (причем явно со своей правкой) дает только Сандоваль (см.: Sandoval P., de. Historia de los Reyes de Castilla y de León. Madrid, 1792. T. 1. P. 290-291).

14. Grandes batallas de la Reconquista: Sagrajas, Aledo, Uclés, Alarcos / M. González Pérez, J.I. Lago. Madrid, 2004. P. 56; Reilly B.F. The Kingdom of León-Castilla under King Alfonso VI, 1065-1109. Princeton, 1988. P. 285-286.

15. По традиции, считается, что послано было за помощью к Сиду (см. выше), хотя ни один источник этого не подтверждает. Возможно, Альфонсо перед лицом общей угрозы обратился даже к Педро I, но тот был занят свадьбой (см.: Ubieto Arteta A. Colección diplomática de Pedro I de Aragón y Navarra. Zaragoza, 1951. P. 33-34, 172), а когда организовал во второй половине сентября поход (см.: Menéndez Pidal R. La España del Cid… Vol. 1. P. 537; Ubieto Arteta A. Colección diplomática de Pedro I…  P. 100-101, 130-131), было уже поздно.

16. Gambra A. Alfonso VI… T. 1. P. 444. Not. 28.

17. Buresi P. La frontiére entre chrétienté et Islam dans la péninsule Ibérique: du Tage à la Sierra Morena (fin XIe - milieu XIIIe siècle). P., 2004. P. 105.

18. Lagardère V. Les Almoravides jusqu’au règne de Yūsuf b. Tāšfin… P. 142.

19. Мухаммад ал-Хаджж захватит Консуэгру в июне 1099 г.

20. Менендес Пидаль Р. Сид Кампеадор. СПб., 2004. С. 202; Almagro Basch M. Calamocha y el Poyo del Campo (Teruel) en relación con el Cid Campeador // Estudios dedicados a Menéndez Pidal. Madrid, 1956. Vol. 6. P. 628.

21. Возможно, был разбит и один из отрядов Сида, под Альсирой, когда мурабиты совершили туда набег (см.: Lagardère V. Les Almoravides jusqu’au règne de Yūsuf b. Tāšfin… P. 142). Ср.: Тикнор Дж. История испанской литературы. М., 1883. Т. 1. С. 8. Прим. 4.

22. Kennedy H. Muslim Spain and Portugal: a Political History of al-Andalus. L.; N.Y., 1996. P. 166.

Постоянный адрес публикации: http://deusvult.ru/17-bitva-pri-konsuehgre.html.
НАШ ФОРУМ
КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ НА ВОСТОК
СЕВЕРНЫЕ КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ
РЕКОНКИСТА
ДУХОВНО-РЫЦАРСКИЕ ОРДЕНА
РЕЛИГИЯ И ЦЕРКОВЬ
ИСТОЧНИКИ
ЛИТЕРАТУРА
СПРАВОЧНИК