Главная » Средневековые государства Ближнего Востока » Коронационный список летописи Смбата Гундстабля: Сируи, владетель Симанаклы

Коронационный список летописи Смбата Гундстабля: Сируи, владетель Симанаклы

С.Л. Григорян

В летописи Смбата Гундстабля, в списке вассалов присутствовавших на церемонии коронации Левона I, основателя Армянского королевства Киликии, указано единственное женское имя - «Сируи, владетель Симанаклы». На основании доказательств хроники Сирийского Анонима, автор выдвигает мнение, что Сируи из Симанаклы и вдова Млеха Рубеняна, правителя армянской Киликии, одно то же лицо [*].

Важнейшим источником сведений о знати Армянского королевства Киликии (далее АКК) периода Левона I Рубеняна (1187/1198 - 1219) является перечень его вассалов, а также высших иерархов церкви, присутствовавших на торжествах коронации 6 января 1198 г. Этот документ включён в Летопись, приписываемую Смбату Гундстаблю (далее Летопись Смбата). По версиям списков Летописи - венецианского и эчмиадзинского - мы имеем два немного отличающихся варианта перечня [1].

В отличие от аналогичного документа древней и раннесредневековой Армении (Գահնամակ - «тронная грамота») знатные персоны коронационного перечня Летописи Смбата [2] упорядочены по географии их владений, а не согласно весу и значимости при монаршем дворе. Соответственно, каждое имя перечисления сопровождено названием одного (чаще всего), двух или нескольких замков (гаваров - областей). При этом формулы представления бердатэров (владетелей крепостей) коронационного списка венецианской и эчмиадзинской рукописей неодинаковы. Продемонстрируем это на примере одного из персонажей нашего исследования. В тексте первой рукописи он представлен как «ишхан Бардзрберда Геворг» (իշխ. Բարձրբերդոյ՝ Գէորգ), второй - как «парон Геворг, владетель Бардзрберда» (պարոն Գէորգ տէր Բարձրբերդոյ) [3].

География коронационного списка Летописи Смбата начинается с юго-востока АКК - крепостей и гаваров Сев Лерна (хребет Аманос). Следуя в северном направлении, перечисление достигает на участке замков Сарвандикар (Սարվանդիքար) [4] - hАрон (Հարոն) - Симанакла (Սիմանակլա) областей среднего течения реки Пирам (Джаhан), после чего направляется к её верховьям, на северо-восток королевства. Оттуда, слегка уклонившись к замку Мазотхач (Մազոտխաչ), оно «сворачивает» на юго-запад, вновь пересекает области среднего течения Пирама (но немного западнее, чем раньше) и доходит до его низовьев - Ванер (Վաներ). С этих южных приморских земель список «перескакивает» - через обширные территории королевского домена [5] - на север, к склонам «горы Торос» (то есть, хребта Тавра), к замкам Бардзрберд (Բարձրբերդ), Копитар (Կոպիտառ) и Моливон (Մոլիվոն) [6], оттуда следует к теснинам Киликийских Ворот, далее на запад, сперва в области бассейна реки Каликадн, затем к побережью Исаврии и Памфилии [7].

Что касается персональной части коронационного списка Летописи Смбата, то в первую очередь обращает на себя внимание его этно-конфессиональное разнообразие, то есть присутствие в нём армян, франков и «греков». Большинство последних составляли «армяне греческой веры» (армяне-халкедониты) [8]. Разнообразен и «фамильный» состав списка. Помимо очевидного наличия в нём представителей родов Пахлавуни, Гетумян, де Табариа, исследователями предполагается присутствие в документе Рубенянов, Натанилянов [9], Арцруни, а также отпрысков антиохийских баронских семейств (де Бюйон, де Мазуар и др.), включая тех, что породнились с Рубенянами [10]. По мнению Жерара Дедеяна, к семейству Рубенян может принадлежать ишхан Тилсапа Торос (իշխ. Թլսապոյ Թորոս) [11]. Левон Тер-Петросян не исключает, что вышеупомянутый «парон Геворг, владетель Бардзрберда» есть сын Млеха Рубеняна (1170-1175) Геворг (Горг) [12]. Наше согласие с допущением Тер-Петросяна основано на доводах, которые будут изложены ниже.

Коронационный список летописи Смбата Гундстабля: Сируи, владетель СиманаклыНекоторые ишханы-пароны коронационного списка известны и по другим источникам (включая собственно текст Летописи Смбата), однако многие из упомянутых в этом перечне лиц более нигде не обнаруживаются, до сих пор не идентифицированы и потому представляют особую загадку для комментаторов. Далее попробуем прояснить детали личности одной из самых загадочных персон списка. Вопросы вызывает не только происхождение этого исторического лица, но также имя и даже половая принадлежность. Речь идёт о «шестом номере» коронационного списка, который записан как «ишхан Симанаклы Сируhи» (իշխանն Սիմանակլային՝ Սիրուհի) или «парон Сируhи, владетель Сманаклы» (Պարոն Սիրուհի տէր Սմանակլային) [13] (см. рис. 1).

Несмотря на то, что имя у этого лица женское, ещё в XIX в. комментаторы коронационного списка Летописи Смбата - в частности, Эдуар Дюлорье и Гевонд Алишан - не были уверены в принадлежности рассматриваемого персонажа к женскому полу и допускали обратное [14]. Основаниями для их сомнений послужили, вероятно, следующие обстоятельства. Во-первых, титулы-звания Сируhи (ишхан, парон) употреблены в форме мужского рода. Во-вторых, присутствие женщины в перечне вассалов тагавора - явление весьма необычное, из ряда вон выходящее (среди остальных персон списка лиц «слабого пола» не наблюдается). Ведь если Сируhи действительно женщина, например, дочь и наследница бывшего владетеля Симанаклы, то тогда следует объяснить, почему Левон Рубенян не воспользовался своим правом сюзерена выдать её замуж за одного из своих вассалов. Или просто по состоянию на день коронации Левона I её брак ещё не был устроен? [15]

Сомнения в принадлежности Сируhи к женскому полу подвигли Дюлорье и Алишана к следующей версии. Они обратили внимание, что собственные имена некоторых персонажей Летописи Смбата и её коронационного списка включают в себя титульную составляющую. Например, «ишхан Баграса Атан» списка (իշխանն Պաղրսա՝ Ատանն) фигурирует в Летописи как Сиратан (Սիրատան) [16]. Начальная часть имён владетелей замков и городов на западе королевства Керсака и Керварда [17] указывает на ношение их обладателями греческого титула «кир». По тому же принципу образовалось имя жены короля Левона II (1269-1289) Керан (от «кир Анна») [18]. Дюлорье и Алишан предположили, что за именем Сируhи может скрываться некий сир Уhи. Виктор Ланглуа писал о существовании сира Уhи (Սիր Ուհի) более определённо [19]. Правда, Алишан оговаривал неизвестность, необъяснимость и сомнительность этого предполагаемого мужского имени [20]. Мы поддерживаем это замечание. На наш взгляд, можно найти иное, более очевидное объяснение имени Сируhи, мужскому роду её титула, самой её личности и факту присутствия в списке вассалов Левона I [21].

Для этого, прежде всего, следует вспомнить подробности истории Симанаклы. После того как в 1175 г. заговорщиками был убит в Сисе Млех Рубенян (1170-1175), пароном Армянским стал его племянник Рубен III (1175-1187), старший брат будущего короля Левона I. Узнав о произошедших в Сисе событиях, католикос Григор IV Отрок (1173-1193), отправился туда и увёз в свою резиденцию Ромклу вдову Млеха, которая приходилась ему сестрой. А Рубен III - вероятно, в стремлении не испортить отношения с влиятельнейшим семейством Пахлавуни (к которому принадлежали Григор IV и его сестра), а возможно также отвести от себя подозрения в организации убийства Млеха - передал вдове последнего, как утверждает Сирийский Аноним 1234 г., крепости Кефа д Сарнуд (Քեֆա դ-Սարնուդ), Симан (Սիման) и Банбин (Բանբին) [22]. Мы согласны с мнением Мисака Джеваирджяна, что речь в данном случае идёт о Сарвандикаре, то есть Сарвандском камне (у Анонима «Сарнудский камень»), Симанакле и Ванавере [23]. Вероятно, данный случай представлял собой получение так называемой «вдовьей части (доли)» - известной норме и практике того времени, согласно которой жена после кончины мужа имела право на какой-либо феод или феоды из состава его бывших владений [24].

Заметим, что первые два топонима соседствуют в коронационном списке Летописи Смбата (их разделяет только hАрон), а третий в нём отсутствует. Расположенный на юго-востоке АКК замок Сарвандикар охранял Мари (Մառի), один из горных проходов Сев Лерна. Его руины сохранились приблизительно в 22 км северо-восточнее современного г. Османие [25]. Что касается локализации Симанаклы, то по версии Хансгерда Хелленкемпера, развалины этого замка сохранились у села Бабаоглан, расположенного вблизи населённого пункта Каратепе, примерно в 20 км севернее Османие [26]. На факт расположения Симанаклы в юго-восточной части АКК указывает и то, что это владение фигурирует как один из соседних ориентиров в грамоте Левона I о пожаловании Амуты (руины близ пункта Гёкчедам, примерно в 25 км северо-западнее г. Османие) Тевтонскому ордену [27]. Развалины же крепости hАрон, размещённой автором коронационного списка между Сарвандикаром и Симанаклой, находятся в районе населённого пункта Дюзичи [28]. Это приблизительно в 35 км северо-восточнее г. Османие, в 25 км восточнее Симанаклы-Бабаоглана и примерно на таком же расстоянии к северу от руин Сарвандикара.

Треугольник, образуемый Сарвандикаром, hАроном и Симанаклой, упирается основанием в горы Аманоса (Сев Лерн), а остриём (Симанакла) направлен в сторону северной части Киликийской Равнины и столичного Сиса. Расстояние между Сарвандикаром и Симанаклой - около 40 км. Коль скоро эти два владения можно назвать близкорасположенными, то, вероятно, и третий переданный вдове Млеха замок следует в первую очередь искать в тех же местах. Точная локализация Ванавера нам неизвестна, но поскольку он упоминается в хартии Балдуина Марашского [29], то мы предполагаем, что он мог быть расположен в Сев Лерне, между Марашем, с одной стороны, и Сарвандикаром с Симанаклой, с другой.

Спустя 22-23 года после убийства Млеха и передачи его вдове (имя которой вышеприведённый сирийский источник, к сожалению, не упоминает) Сарвандикара, Симанаклы и Ванавера, в статусе владетеля [30] второго из этих замков обнаруживается некая персона с женским именем Сируhи. Закономерно предположить, что она и есть вдова Млеха (у нас нет оснований исключать, что она могла быть жива в 1198 г.).

Кстати, это предположение легко объясняет из ряда вон выходящий случай присутствия женщины в коронационном списке вассалов Левона I. Безымянная вдова Млеха являлась дочерью Васила Пахлавуни, владетеля Каркара. Близкая родственница армянских католикосов - Григор III (1113-1166) и Нерсес IV Благодатный (1166-1173) приходились ей дядьями, а Григор IV Отрок (1173-1193) был её братом [31] - она, несомненно, пользовалась их защитой и покровительством, что подтверждают описанные выше события 1175 г.

Хотя правящие Рубеняны относились к родне и потомству Млеха весьма настороженно, а порой и враждебно (история с ослеплением Горга, сына Млеха [32]), тем не менее, они - до поры - не лишали своих неугодных родственников владений и уживались с ними на земле Киликии. Рубен III и первый король Армении Левон I, вероятно, опасались таким шагом вызвать гнев очередного католикоса из дома Пахлавуни, лишиться его расположения и содействия, особенно необходимое в те годы, когда правящие Рубеняны стремились возложить на свою голову королевскую корону (1180-1190). В год коронации Левона I католикосом был кузен вдовы Млеха Григор VI Апират (1194-1203), помазавший первого короля Армении. Таким образом, и отнятие у сестры, позже кузины католикоса её владений, и принуждённая выдача её замуж за одного из вассалов, неминуемо привели бы Рубена III и его брата короля Левона I к острому конфликту с Ромклой. Поскольку источники о таковом конфликте ничего не сообщают, то можно заключить, что братья на него не решились [33]. Это обстоятельство укрепляет наше предположение, что Сируhи, владетель Симанаклы коронационного списка (1198) есть вдова Млеха, владетель Сарвандикара, Симанаклы и Ванавера (1175 г. или вскоре после) Хроники Анонима.

Следует поискать объяснение, почему в коронационном списке Сарвандикар является владением уже не Сируhи, а кузена Рубена III и короля Левона I Смбата, представителя одной из ветвей рода, которого принято называть Гетумян [34]. При каких обстоятельствах вдова Млеха могла потерять Сарвандикар? Мы полагаем, что это произошло вследствие событий, связанных с взятием Рубена III в заложники в Антиохии в 1185 г. В числе владений, истребованных и полученных Боэмундом III Антиохийским в качестве выкупа, хронисты упоминают Тил, Мсис, Сарвандикар и гавар Чкер [35]. Как видно по географии коронационного списка, потеря этих пунктов и областей армянами была кратковременной. Тем не менее, Сарвандикар - после того как он вновь стал армянским - вероятно, не вернулся к вдове Млеха, а был пожалован упомянутому Смбату. Нам представляется, что этот шаг правящего Рубеняна вряд ли мог вызвать острый конфликт с представителями дома Пахлавуни, поскольку те были тесно связаны с родом Смбата. Последний приходился племянником Бакурану, мужу дочери Зоравара Пахлавуни и кузины вдовы Млеха. Это не единственная родственная цепочка, связывавшая Смбата с вдовой Млеха Рубеняна, поскольку он являлся к тому же внучатым племянником её матери Маремик (так же, как и Смбат, происходившей из Гетумянов) [36].

В том, что конфликт с католикосом в случае враждебных действий правящих Рубенянов по отношению к вдове Млеха, скорее всего, имел бы место, можно убедиться на примере событий 1207-1211 гг., когда Левон I заключил в темницу зятя католикоса Ованеса VI (1203-1221) Генриха (Հեռի) и его сыновей Костанца (Կոստանց), Жослена (Ճոսլին) и Балдуина (Պաղտին) [37], отняв их владения [38]. Это немедленно вызвало вражду между королём и католикосом, которая была урегулирована только в 1211 г., после того как скончался ставленник Левона I «антикатоликос» Давид и были отпущены из темницы родственные Ованесу VI узники [39].

В связи с этим показательно, что враждебные действия Левона I против сына Млеха Горга (Геворга) - ослепление и отнятие владений, вероятно Бардзрберда [40] - произошли в 1209 г., то есть, уже после того, как скончался последний католикос из дома Пахлавуни Григор VI Апират (1203) [41]. В Летописи Смбата ишхан Горг назван «сыном Млеха от незаконного брака» [42], но на достоверность этого свидетельства мы не полагаемся. Вероятное нахождение во владении Горга одного из самых значимых родовых гнёзд семейства Рубенян, Бардзрберда, а также отрицательное отношение Смбата Гундстабля и его родных к персоне Млеха и его потомству (из-за конкуренции в борьбе за верховную власть), побуждает с особым вниманием относиться к любой информации Летописи Смбата в отношении последних. Тем более что именно отец Смбата Гундстабля и короля Гетума I (1226-1269) Константин упоминается через несколько лет после ослепления Горга (из-за оговора «злых и льстивых людей») в качестве владетеля отнятого у сына Млеха Рубеняна Бардзрберда [43]. На наш взгляд, события и обстоятельства, изложенные в данном абзаце, показывают обоснованность версии, что Геворг Бардзрбердский коронационного списка и сын Млеха Геворг, он же Горг [44], есть одно и то же лицо.

О судьбе же Сируhи после 1198 г. ничего не известно. В датированной 1277 г. памятной записи Евангелия упоминаются владетели Симанаклы ишханац ишхан Гетум и его отец Левон [45]. В приложении к Летописи Смбата - списке маршалов АКК - фигурирует парон Торос, владетель Симанаклы [46]. Оснований предполагать преемственную родственную связь наследования между Сируhи и этими ишханами у нас нет. Также ничего не известно о дальнейшей жизни вдовы Млеха после получения ею в середине 1170-х гг. от Рубена III трёх крепостей.

Любопытно, что кузину жены Млеха, дочь Зоравара Пахлавуни (брата Васила Каркарского и католикосов Григора IV и Нерсеса IV), звали Тагуhи (Թագուհի). Она и есть та самая вышеупомянутая жена владетеля Паперона Бакурана, дяди по матери Левона I [47]. Её имя имеет на конце суффикс «-уhи» (ուհի), употреблявшийся в древнеармянском языке для образования как женских собственных имён (например, Тигрануhи/Заруhи/Смбатуhи от мужских имён Тигран/Зареh/Смбат [48] и т.п.), так и относящихся к женщинам нарицательных имён, к ряду которых и относится слово «тагуhи» (թագուհի), означающее титулы «царица», «королева». Оно произведено указанным образом от соответствующей «мужской основы» թագ («венец», «корона») [49].

Коронационный список летописи Смбата Гундстабля: Сируи, владетель СиманаклыНекоторые титулы и звания - в том числе, и женские - со временем становились собственными именами. В частности, так появились имена Ишхан/Ишхананун/Ишханик/Ишханак [50] (Իշխան/Իշխանանուն/Իշխանիկ/Իշխանակ - «князь», «княжич»), Патрик [51] (Պատրիկ, от соответствующего византийского титула), Шахиншах [52] (Շահնշահ - «царь царей»), Арк’а [53] (Արքա - «царь»), Зоравар [54] (Զորավար - «военачальник», «полководец»), Марзпан [55] (Մարզպան - «наместник»), Сир [56] (Սիր - фр. «сир»), Парон/Пароник [57] (Պարոն/Պարոնիկ, от «парон», «барон»), Авагпарон [58] (Ավագպարոն, от соответствующего титула, принятого в АКК) и аналогичные Мец’парон [59] (Մեծպարոն) и Авагтикин [60] (Ավագտիկին - «старшая госпожа/княгиня»), Тагвор [61] (Թագւոր - «тагавор», «царь», «король», «венценосец»), Тагуhи [62] (Թագուհի -«царица», «королева», «венценосица»), Ишхануhи (Իշխանուհի - «княгиня») и др. Последнее из перечисленных имён принадлежало, в частности, матери Давтона и супруге Смпата, сына Васака, упомянутой на хачкаре 1156 г. монастырского комплекса Охти Ег’ци (Օխտի եղցի), что в Арцахе, близ села Птрецик/Бадара [63] (см. рис. 2). На наш взгляд, имя Сир-уhи образовано по аналогии с Таг-уhи и Ишхан-уhи, от мужского «титула» (формы обращения, звания) и имени сир/Сир франкского происхождения с добавлением женского суффикса -ուհի (-уhи).

Вероятно, собственное имя Сируhи - как и аналогичное мужское имя Сир - появилось в XII в., когда в эпоху крестовых походов на землях Приевфратья, Киликии, Северной Сирии армянский мир вступил в тесное взаимодействие с латинским, и распространились браки между представителями армянской и франкской знати. Появление имени Сируhи в ряду собственных имён семейства Пахлавуни не удивляет и выглядит закономерным, поскольку духовные и светские князья этого рода имели владения во многих областях Приевфратья (замок Цовк по соседству гаваром Тлук, Тлпашар, Пир, Каркар, Кяхта, Кесун и др.) - то есть, на территории, ставшей в самом конце XI - начале XII вв. первым из государств крестоносцев, Эдесским графством [64]. В этот период франкские сеньоры стали соседями и сюзеренами Пахлавуни.

Уже в период Эдесского графства (1098-1150) либо вскоре после его падения слово «сир», которое изначально использовалось как форма обращения и «титульная приставка», начинает употребляться армянскими авторами как часть имени того или иного владетеля. На это, в частности, указывает свидетельство продолжателя труда Маттеоса Урхаеци Григора Ереца, рассказавшего о мятеже некоего воина по имени Симон, из рода Сиримахи (ոմն զօրական յազգէ Սիրիմահէ… որում անուն էր Սիմոն) против своего сюзерена, графа Эдессы Жослена II в 1140 г. [65] Речь идёт о франке Симоне, графе Рапана, чья дочь через несколько лет стала женой Тороса II Рубеняна (1145-1168) [66]. Этот Симон был родственником и наследником Махи, графа Тлука, Айнтапа и Рапана (Մահի կոմսն Տլքոյ, Անթափայ եւ Ռապանայ) [67] - Григор Ерец в процитированном выше фрагменте как раз сообщает об их родстве. Очевидно, что Сиримахи Григора Ереца и Махи Маттеоса Урхаеци есть одно и то же лицо - обращение «сир» стало у позднего из этих авторов частью имени его персонажа.

Следует обратить внимание на то, что по соседству с Тлуком был расположен небольшой замок Цовк, который в те годы, когда Тлуком владел Махи, являлся резиденцией католикоса Григора III Пахлавуни (брата Васила, отца жены Млеха Рубеняна) и домом его родни [68]. Такое соседство, как правило, приводило к заключению армяно-франкских брачных союзов - довольно многочисленных в ту эпоху. Эти союзы и служили основными «каналами» заимствования франкских имён, титулов. К сожалению, скудность сохранившейся генеалогической информации не позволяет нам ответить на вопрос, имели ли место случаи браков между женихами из рода Махи и невестами Пахлавуни. В то же время известно, что оба дома состояли в родстве с Рубенянами: Васил Пахлавуни породнился в 1130-х гг. с ишханом Левоном Рубеняном (1129-1137) [69], а наследник Махи граф Рапана Симон во второй половине 1140-х гг. - с сыном Левона Торосом II.

Трансформация обращения «сир» в собственное имя или часть имени, которую мы наблюдаем на примере «Сиримахи», не была единичным случаем. Об этом свидетельствуют приведённые выше примеры с собственными именами Сиратан и Сир. Год рождения дочери Васила Пахлавуни установить на основе сохранившихся данных невозможно, однако, принимая во внимание подробности биографии её отца и брата, католикоса Григора IV (надо заметить, весьма скудные), можно прийти к заключению, что период, в пределах которого она могла появиться на свет, следует очертить рамками конца 1130-х - начала 1150-х гг. [70] Заметим, что строки Григора Ереца о Сиримахи относятся к событиям 1140 г., но писались они, по всей вероятности, в 1162 г. или вскоре после [71]. Предшественник Григора Ереца Маттеос Урхаеци, чей исторический труд был прерван в 1136 г., называл графа Тлука, Айнтапа и Рапана короче - Махи [72]. Пример с «Сиримахи» показывает, что в том регионе и даже той области, где проживали и властвовали Пахлавуни, имела место тенденция трансформации обращения «сир» в часть собственного имени. Потому мы считаем вполне вероятным, что одну из дочерей Пахлавуни могли назвать Сируhи.

Что касается употребления её титула-звания в форме мужского рода - «ишхан/парон» - то в этом нет ничего исключительного. Подобные случаи словоупотребления в отношении персон женского пола, происходивших из самых знатных и могущественных родов, в средневековых армянских источниках встречаются неоднократно. В качестве одного из примеров можно привести памятную запись Евангелия, написанного в утикском монастыре Таргманчац (св. Переводчиков). В этом датируемом 1312 годом тексте, в частности, упоминаются: ишхан Армянский Григор (Допян), владетель и парон Малого Сюника с Андабердом и Аканой, высоких гор озера Гегам и множества перечисленных гаваров, а также достойная всех похвал благочестивая супруга его, которую автор памятной записи называет «парон Аспа» (պարոն Ասփա) [73]. Эта знатная особа известна также как дочь «цареподобного» сюникского князя Тарсаича Орбеляна и внучка «исконного самодержца высокого и великого Арцахского края, тагавора Хоханаберда» hАсан Джалала Дола [74]. Таким образом, случай с Сируhи коронационного списка Летописи Смбата - не единственный, когда имя знатной особы женского пола сопровождено титулом-званием в формальной «мужской форме».

Сируhи, как и другие бердатэры Киликии, Исаврии и Памфилии, должна была присутствовать на церемонии коронации 6 января 1198 г., чтобы принести полагающуюся по процедуре вассальную клятву. В её случае это имело дополнительный смысл: вдова Млеха присягнула в верности одному из тех, к кому перешла верховная власть над страной после убийства заговорщиками её мужа [75]. Отсутствие вдовы Млеха на церемонии означало бы вызов, брошенный Левону I.

Вышеприведённые свидетельства и аргументы дают основания для отождествления парона Сируhи владетеля Симанаклы коронационного списка Летописи Смбата (1198 г.) с безымянной вдовой Млеха Рубеняна, сестрой католикоса Григора IV Отрока, получившей в 1175 г. (или вскоре после) во владение Сарвандикар, Симанаклу и Ванавер. Они же позволяют внести соответствующие дополнения в генеалогические древа семейств Рубенян и Пахлавуни.

 

© Григорян С.Л., 2012
© Бойчук Б.В., 2013
DEUSVULT.RU, 2013

 

The coronation list of the Chronicle attributed to Smbat the Constable. Siruhi, prince of Simanakla.
SamveL Grigoryan

The list of the vassals in attendance at the coronation ceremony of Levon I (January 6, 1198), the founder of Armenian kingdom of Cilicia, is preserved in the Chronicle attributed to Smbat the Constable. «Siruhi, prince of Simanakla» is the only female name in the list. Based on the evidence of the Anonymous Syrian Chronicle to 1234, the author advances the opinion that Siruhi of Simanakla and the widow of Mleh Rubenian (lord of Armenian Cilicia in 1170-1175) is the same person.

 

Սմբատ Գունդստապլի տարեգրքի թագադրության ցանկ: իշխանն Սիմանակլային՝ սիրուհի.
Սամվել Լ. Գրիգորյան

Լեվոն Ա արքայի (1198-1219, իշխան/պարոն Հայոց 1187-ից) հնազանդ իշխաններից և բարձրաստիճան հոգևորականներից կազմված թագադրության ցանկը պահպանվել է Սմբատ Գունդստապլին վերագրված Տարեգրքում: Սիմանակլայի տերը՝ Սիրուհին թվարկի միակ իգական անունն է: Ըստ 1234 թվի Անանուն Ասորու՝ Սիմանակլա բերդը Մլեհ Ռուբինյանի սպանությունից (1175) հետո դարցավ նրա այրու կալվածքը: Հիմնվելով այդ վկայությանը՝ մենք կարծում ենք, որ Պահլավունիներից սերված Մլեհի այրին (որի անունը չի պահպանվել) ու թագադրության ցանկի “իշխանն Սիմանակլային՝ Սիրուհին” միևնույն անձնավորությունն է:

 

Иллюстрации

Рис. 1. Ишхан Симанаклы Сируи в числе вассалов, принимавших участие в коронации Левона I. Изображение Цифровой библиотеки Армянского книжного наследия Digilib.
Рис. 2. Фрагмент хачкара из монастырского комплекса Охти Егци с упоминанием Ишхануи. Фото д-ра ист. наук проф. Гамлета Петросяна.

 

Примечания

*. Работа была опубликована: Григорян С.Л. Коронационный список летописи Смбата Гундстабля: Сируи, владетель Симанаклы // Историко-филологический журнал. Ереван, 2012, № 3, С. 198-210.

**. Автор выражает глубокую благодарность д-ру ист. наук проф. Гамлету Петросяну за фотографию и текст надписи хачкара из монастырского комплекса Охти Ег`ци (Семь Церквей).

***. Автор чрезвычайно признателен Герману Литвинову и Евгению Гуринову за консультации по темам и оформлению статьи.

****. Автор выражает неизменную благодарность Цифровой библиотеке Армянского книжного наследия за возможность работы с источниками, а также за изображение фрагмента коронационного списка.

1. Սմբատ Սպարապետ. Տարեգիրք, աշխատասիրութեամբ Ս. Ագըլեանի, Վենետիկ, 1956, URL http://www.digilib.am/digilib/?menu=&wrk=285&wrpg=0&aupg=0 (01.10.2012), год 647; Le connétable Sempad. Chronique du royaume de la Petite Arménie. - In: Recueil des historiens des Croisades, Documents arméniens, t. 1, Paris, 1869 (далее RHC DA I), p. 634-638.

2. Здесь и далее, говоря о коронационном перечне (списке) Летописи Смбата, будем иметь в виду только его «светскую» часть.

3. Սմբատ Սպարապետ. Указ. раб., год 647; Le connétable Sempad. Указ. раб., с. 637.

4. По версии венецианской рукописи - Սարվանդաւ (Сарвандав), эчмиадзинской - Սարուանդիքար (Сарвандикар) (см.: Սմբատ Սպարապետ. Указ. раб., год 647; Le connétable Sempad. Указ. раб., c. 636).

5. Королевский домен в правление Левона I занимал центральную часть королевства и простирался от Вахки на севере через столичный Сис и Анарзабу до городов (Мсис, Адана, Тарсон) и территорий Равнинной Киликии, включая приморские земли.

6. По версии венецианского списка - Моловон (Մաւլովոն) (см.: Սմբատ Սպարապետ. Указ. раб., год 647).

7. G. Dédéyan. Les listes “féodales” du pseudo-Smbat. - Cahiers de civilisation médiévale, 32e année (n.o125), janvier - mars 1989, p. 28-29.

8. Там же, с. 40-41.

9. Натаниляном списка является, по нашему мнению, «парон Тигран, владетель Праканы» - Vahram d’Édesse. Chronique rimée  de rois de la Petite Arménie. - In: RHC DA I, p. 506; Հեթում Պատմիչ. Պատմութիւն ազգին Ռովբինանց, թէ որպէս տիրեցին Կիլիկիո. - Մանր ժամանակագրություններ (XIII-XVIII դդ.), հ. II. Կազմեց Վ. Ա. Հակոբյան. Երեվան, 1956, էջ 102; Պատմութիւն արարեալ Մատթէոսի մեծի քահանայի Ուռհայեցւոյ վասն Բագրատունեաց թագաւորացն եւ այլոց բազմաց ի ԴՃ թուականէն սկսեալ մինչեւ ի ՈԺԱ թիւն աւարտեալ, աշխատասիրութեամբ Մամբրէ վրդ. Մէլիք-Ադամեանի եւ Ներսէս սրկ. Տէր- Միքայէլեանի, Վաղարշապատ, 1898, URL http://www.digilib.am/digilib/?menu=&wrk=1459&wrpg=0&aupg=0 (10.10.2012), Գրիգոր երէց շարունակութիւնը, թիւ Ո (600); Սմբատ Սպարապետ. Указ. раб., год 600.

10. G. Dédéyan. Указ. раб., с. 39-40; W. H. Rüdt-Collenberg. The Rupenides, Hethumides and Lusignans. The structure of the Armeno-Cilician dynasties. Paris, 1963, Tables I (Rup.), II (H1), IV (SP).

11. Мнение Дедеяна основано на том, что Торос - принятое и часто употребительное в роду Рубенян собственное имя (см.: G. Dédéyan. Указ. раб., с. 40).

12. Լ. Տեր-Պետրոսյան. Խաչակիրները եւ հայերը, հ. Բ, Երևան, 2007, էջ 149, 219-220, 273-274:

13. Սմբատ Սպարապետ. Указ. раб., год 647; Le connétable Sempad. Указ. раб., c. 636.

14. É. Dulaurier. Étude sur l’organisation politique, religieuse et administrative du royaume de la Petite-Arménie a l’époque des croisades. Paris, 1862, p. 80; Ղ. Ալիշան. Սիսուան. Համագրութիւն Հայկական Կիլիկիոյ եւ Լեւոն Մեծագործ. Վենետիկ, 1885, էջ 200.

15. Подобным образом, воспользовавшись своим правом сюзерена, Левон V Люзиньян (1374-1375) «осчастливил» бывшего оруженосца Сойе Дулсара (Sohier Doulçart, Soherius de Sarto, Sohier Doulcart), который возглавлял небольшой отряд, проводивший короля в Сис. В день своей коронации (14 сентября 1374 г., праздник Воздвижения Креста Господня) Левон V посвятил Дулсара в рыцари, сделал маршалом королевства и выдал за него Фими, вдову своего дяди Боэмунда, графа Корикоса. Боэмунд Люзиньян был убит за 30 лет до описываемых событий, в ноябре 1344 г. Невеста, которая была намного старше жениха, принесла новоиспечённому маршалу графский титул (см.: J. Dardel. Chronique d’Arménie. - In: Recueil des historiens des Croisades. Documents arméniens, t. 2. Paris, 1906, p. 30, 54, 66; V. Langlois. Documents pour servir a l’histoire des Lusignans de la Petite Arménie (1342-1394). Paris, 1859, p. 27; W. H. Rüdt-Collenberg. Указ. раб., табл. III (H2), персона 167).

16. Սմբատ Սպարապետ. Указ. раб., годы 647, 668; Ալիշան. Указ. раб., էջ 200.

17. Սմբատ Սպարապետ. Указ. раб., год 647.

18. Հայերեն ձեռագրերի հիշատակարաններ, ԺԳ դար, կազմեց Ա. Ս. Մաթևոսյան. Երևան, 1984, էջ 329-330.

19. V. Langlois. Le trésor des chartes d’Arménie ou cartulaire de la chancellerie royale des Roupéniens. Venise, 1863, p. 118.

20. Ալիշան. Указ. раб., էջ 200.

21. Поскольку имя владетеля Симанаклы в обоих вариантах списка совпадает и, насколько нам известно, не допускает разночтений, полагаем излишним развивать версию, что ишханом Симанаклы на самом деле мог быть некто носящий мужское имя Սիրուն (Сирун), имевшее распространение в разных сословиях населения АКК и Приевфратья. Среди его носителей памятные записи рукописей XIV вв. упоминают, в частности, Сируна, отца Ованнеса Кракци, и сира Сируна, хранителя покоев короля Левона IV (1320-1342). - ԺԴ դարի հայերեն ձեռագրերի հիշատակարաններ, կազմեց Լ. Ս. Խաչիկյան. Երևան, 1950, էջ 134, 294-296, 429-430.

22. Անանուն Եդեսացի. Ժամանակագրություն. - Օտար աղբյուրները Հայաստանի եվ հայերի մասին, 12. Ասորական աղբյուրներ, հ. Բ, Երևան, 1982, էջ 135; Anonymi auctoris chronicon ad A. C. 1234 pertinens, trad. par A. Abouna, II, Louvain, 1974, p. 133; Սմբատ Սպարապետ. Указ. раб., год 624; Լ. Տեր-Պետրոսյան. Указ. раб., т. 2, с. 150-152;  W. H. Rüdt-Collenberg, Указ. раб., табл. I (Rup.), персона 14, IV (SP).

23. Անանուն Եդեսացի. Указ. раб., с. 230, прим. 420.

24. В. П. Степаненко. Цицилия, «дама Тарса и сестра короля». - «Византийский временник», № 51, Москва, 1990, с. 121.

25. F. Hild und H. Hellenkemper. Tabula Imperii Byzantini, Band 5. Kilikien und Isaurien, t. 1. Wien, 1990, p. 396.

26. H. Hellenkemper. Burgen der Kreuzritterzeit in der Grafschaft Edessa und im Königreich Kleinarmenien. Bonn, 1976, p. 135-136; R. W. Edwards. The fortifications of Armenian Cilicia. Washington D. C., 1987, p. 84.

27. Tabulae Ordinis Theutonici ex tabularii regii Berolinensis codice potissimum, ed. E. Strehlke. Berlin, 1869, p. 37.

28. F. Hild und H. Hellenkemper. Указ. раб., c. 245.

29. Codice diplomatico del Sacro Militare Ordine Gerosolimitano, ed. S. Paoli, t. 1, Lucca, 1733, p. 41.

30. Несмотря на то, что согласно версии настоящей статьи Сируhи принадлежит к женскому полу, полагаем не совсем правильным применять в отношении неё слово «владетельница». На наш взгляд, термины «собственник», «владетель» в равной степени применимы к персонам обоих полов, а применение их «женских» соответствий «собственница» и «владетельница» зачастую неоправданно.

31. W. H. Rüdt-Collenberg. Указ. раб., табл. IV (SP).

32. Սմբատ Սպարապետ. Указ. раб., год 658; Հայերեն ձեռագրերի հիշատակարաններ, ԺԳ դար, էջ 88.

33. Такое громкое и важное событие вряд ли было бы обойдено вниманием хронистов. Например, конфликты Левона I с католикосами Григором V Каравежем (1193-1194) и Ованесом VI (1203-1221) довольно подробно освещены в Летописи Смбата (см.: Սմբատ Սպարապետ. Указ. раб., годы 643, 656, 660).

34. Смбат Сарвандикарский являлся сыном Васака, упоминаемого в коронационном списке в качестве владельца Аскуроса, а в Летописи Смбата Гундстабля также и Ламоса. Васак был братом Риты, матери Рубена III и короля Левона I (см.: Սմբատ Սպարապետ. Указ. раб., годы 614, 647; W. H. Rüdt-Collenberg. Указ. раб., табл. II (H1), персона 59).

35. Սմբատ Սպարապետ. Указ. раб., год 634; Սամուէլ քահանա Անեցւոյ. Հաւաքմունք ի գրոց պատմագրաց, աշխատասիրութեամբ Ա. Տէր-Միքելեանի, Վաղարշապատ, 1893, URL http://www.digilib.am/digilib/?menu=&wrk=267&wrpg=0&aupg=0 (05.10.2012), Զ, թիվ ՈԼԴ (634); Անանունի Պատմութիւն սրբոց հարցն մերոց. - Լ. Տեր-Պետրոսյան. Указ. раб., т. 2, с. 525-526.

36. W. H. Rüdt-Collenberg. Указ. раб., табл. II (H1), персоны 40, 43 и 59, IV (SP).

37. Там же, табл. II (H1), персоны 55, 55a-d, 56. По меньшей мере, трое из этих лиц, а то и все четверо, присутствуют в коронационном списке (см.: Սմբատ Սպարապետ. Указ. раб., год 647; Le connétable Sempad. Указ. раб., 637-638).

38. Отнятые владения представителей этого семейства - Селевкию, Норберд (Castellum novum) и Комартиас (Camardesium) - Левон I пожаловал ордену госпитальеров (см.: V. Langlois, Le trésor, p. 112-114).

39. Սմբատ Սպարապետ. Указ. раб., годы 656, 660.

40. Там же, год 658; Հայերեն ձեռագրերի հիշատակարաններ, ԺԳ դար, էջ 88; Լ. Տեր-Պետրոսյան. Указ. раб., т. 2, с. 219-220, 273-274.

41. Սմբատ Սպարապետ. Указ. раб., год 652.

42. «...զիշխանն Գորգ, զորդի Մլեհին ոչ յօրինաւոր ամուսնութենէ» (см.: Սմբատ Սպարապետ. Указ. раб., год 658).

43 Հայերեն ձեռագրերի հիշատակարաններ, ԺԳ դար, էջ 511; Սամուէլ քահանա Անեցւոյ. Указ. раб., год 667.

44. В тексте Летописи Смбата этот ишхан назван Горгом, а во включенном в неё коронационном списке вассалов Левона I - Геворгом. В памятной записи, на которую мы ссылаемся выше, сын Млеха назван Геворгом. Также и другой персонаж коронационного списка, владетель Баграса Атан в самой Летописи, как мы уже отмечали выше, фигурирует как Сиратан. Меж тем во втором случае речь однозначно идёт об одном и том же человеке (см.: Լ. Տեր-Պետրոսյան. Указ. раб., т. 2, с. 239-240). Эти различия написания имени одного человека являются, на наш взгляд, следствием того, что коронационный список является вставкой в Летопись Смбата, и у этих двух произведений разные авторы и разное время создания. Коронационный список вассалов Левона I, присутствовавших на его коронации, очевидно, был составлен в дни этого праздника или вскоре после него, а Летопись Смбата была завершена (точнее, прервана) в 1270-е гг.

45. Հայերեն ձեռագրերի հիշատակարաններ, ԺԳ դար, էջ 470-471.

46. Le connétable Sempad. Указ. раб., c. 680.

47. Վ. Վարդանյան. Պահլավունիները Հայոց պետականության եվ հոգեվոր անաղարտության պահապաններ. Երևան, 2008, էջ 138; W. H. Rüdt-Collenberg. Указ. раб., табл. I (Rup.), персона 14, II (H1), персона 43, IV (SP).

48. Мовсес Хоренаци. История Армении. Ереван, 1990, с. 42-44, 92, 112.

49. Туманян Э. Г. Древнеармянский язык. Москва, 1971, с. 177.

50. Հայերեն ձեռագրերի հիշատակարաններ, Ե - ԺԲ դդ., աշխատասիրությամբ Ա. Ս. Մաթևոսյանի, Երևան, 1988, էջ 162 – 164; Հր. Աճառյան. Հայոց անձնանունների բառարան, հ. Բ, Երևան, 1944, էջ 386-387; Սմբատ Սպարապետ. Указ. раб., год 491; Товма Арцруни и Аноним. История Дома Арцруни. Ереван, 2001, с. 225; Мовсэс Каланкатуаци. История страны Алуанк. Ереван, 1984, с. 170, 239, прим. 94; Ованес Драсханакертци. История Армении. Ереван, 1984, с. 116.

51. Товма Арцруни и Аноним. Указ. раб., с. 157, 183, 187-188; Мовсэс Каланкатуаци, Указ. раб., с. 151, 153; Հայերեն ձեռագրերի հիշատակարաններ, Ե - ԺԲ դդ., էջ 200.

52. Հայերեն ձեռագրերի հիշատակարաններ, Ե - ԺԲ դդ., էջ 196, 304; Սմբատ Սպարապետ. Указ. раб., год 647; Դիւան Հայ վիմագրության, պր. I. Անի քաղաք, կազմեց Հ. Ա. Օրբելի, Երևան, 1966, էջ 5, 12; Киракос Гандзакеци. История Армении. Москва, 1976, с. 129; Վ. Վարդանյան, Указ. раб., с. 138, 192; W. H. Rüdt-Collenberg, Указ. раб., табл. II (H1), персона 54, IV (SP).

53. Դիւան Հայ վիմագրության, պր. I, էջ 50.

54. Վ. Վարդանյան, Указ. раб., с. 127, 129, 138.

55. Դիւան Հայ վիմագրության, պր. VI. Իջեվանի շրջան, կազմ. Ս. Ա. Ավագյան, Հ. Մ. Ջանփոլադյան, Երևան, 1977, էջ 85, 92; Հր. Աճառյան. Հայոց անձնանունների բառարան, հ. Գ, Երևան, 1946, էջ 244.

56. ԺԴ դարի հայերեն ձեռագրերի հիշատակարաններ, էջ 274.

57. Հայերեն ձեռագրերի հիշատակարաններ, ԺԳ դար, էջ 453; ԺԴ դարի հայերեն ձեռագրերի հիշատակարաններ, էջ 3.

58. ԺԴ դարի հայերեն ձեռագրերի հիշատակարաններ, էջ 48, 71, 142, 518; Դիւան Հայ վիմագրության, պր. I, էջ 50; Դիւան Հայ վիմագրության, պր. VI, էջ 74.

59. Հայերեն ձեռագրերի հիշատակարաններ, ԺԳ դար, էջ 938; ԺԴ դարի հայերեն ձեռագրերի հիշատակարաններ, էջ 77, 198, 263, 363.

60. Հայերեն ձեռագրերի հիշատակարաններ, ԺԳ դար, էջ 474-477, 929-930; ԺԴ դարի հայերեն ձեռագրերի հիշատակարաններ, էջ 34, 189, 226, 248, 370, 402, 421, 429, 476, 524, 559, 643.

61. Հր. Աճառյան, Հայոց անձնանունների բառարան, հ. Բ, էջ 243-244.

62. Мовсэс Каланкатуаци, Указ. раб., с. 62-63; Հայերեն ձեռագրերի հիշատակարաններ, Ե – ԺԲ դդ., էջ 277; Հայերեն ձեռագրերի հիշատակարաններ, ԺԳ դար, էջ 95, 116-117, 614, 769; Հր. Աճառյան, Հայոց անձնանունների բառարան, հ. Բ, էջ 241-243; Վ. Վարդանյան, Указ. раб., с. 138; W. H. Rüdt-Collenberg, Указ. раб., табл. IV (SP).

63. Հ. Պետրոսյան. Խաչքար. Ծագումը, գործառույթը, պատկերագրությունը, իմաստաբանությունը. Երևան, 2008, էջ 307: Автор выражает глубокую признательность доктору исторических наук, профессору Гамлету Петросяну за фотографию и текст надписи хачкара.

64. G. Dédéyan. Les Arméniens entre Grecs, Musulmans et Croises. Lisbonne, 2003, vol. 2, p. 1191-1210, 1229-1255, 1277-1287; Լ. Տեր-Պետրոսյան. Խաչակիրները եւ հայերը, հ. Ա. Երևան, 2005, էջ 416, 418, 420, 423-424, 427-428.

65. Պատմութիւն Մատթէոսի մեծի քահանայի Ուռհայեցւոյ, Գրիգոր երէց շարունակութիւնը, թիւ ՇՁԹ (589).

66. В. П. Степаненко. Рубениды Киликии и графы Эдессы в первой половине XII в. (к структуре графства Эдесского). - Античная древность и Средние Века, вып. 25 (Византия и сопредельный мир), Свердловск, 1990, с. 151-152, 156-157.

67. Պատմութիւն Մատթէոսի մեծի քահանայի Ուռհայեցւոյ, մասն երրորդ, թիւ ՇՀԳ (573).

68. Սմբատ Սպարապետ. Указ. раб., год 589; Լ. Տեր-Պետրոսյան. Указ. раб., т. 1, с. 353-354.

69. Chronique de Michel le Syrien, patriarche jacobite d’Antioche, éd. et trad. en franςais par J. - B. Chabot, tome III, Paris, 1905, p. 244.

70. W. H. Rüdt-Collenberg. Указ. раб., табл. IV (SP).

71. Летопись Григора Ереца доведена до 1162 г.

72. Պատմութիւն Մատթէոսի մեծի քահանայի Ուռհայեցւոյ, մասն երրորդ, թթ. ՇՀԳ (573), ՇՀԴ (574); Սմբատ Սպարապետ. Указ. раб., год 573.

73. ԺԴ դարի հայերեն ձեռագրերի հիշատակարաններ, էջ 84-85.

74. Там же; Мовсэс Каланкатуаци. Указ. раб., с. 240; Г. М. Григорян. Очерки истории Сюника IX-XV вв. Ереван, 1990, с. 99-100.

75. Об узурпаторстве Млеха см.: Լ. Տեր-Պետրոսյան. Указ. раб., т. 2, с. 128-157.

Постоянный адрес публикации: http://deusvult.ru/110-sirui-vladetel-simanakly.html.
НАШ ФОРУМ
КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ НА ВОСТОК
СЕВЕРНЫЕ КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ
РЕКОНКИСТА
ДУХОВНО-РЫЦАРСКИЕ ОРДЕНА
РЕЛИГИЯ И ЦЕРКОВЬ
ИСТОЧНИКИ
ЛИТЕРАТУРА
СПРАВОЧНИК