Главная » Религия и церковь » Авторитет папы римского для армяно-халкидонитской общины в период крестовых походов на Восток (XI-XIII вв.)

Авторитет папы римского для армяно-халкидонитской общины в период крестовых походов на Восток (XI-XIII вв.)

О. Казарян

В статье рассмотрен вопрос почитания римского архиепископа в среде армян-халкидонитов грузинской и греческой ориентации в эпоху крестовых походов. Средневековые источники наглядным образом свидетельствуют о высоком авторитете римского понтифика в кругу православных армян этого периода, причем как в церковном, так и в светском мире.

При исследовании армяно-халкидонитских и латинских церковных и политических взаимоотношений периода крестовых походов на Восток (XI-XIII вв.) [1] можно прийти к убедительному выводу, что, несмотря на антагонизм Константинопольского патриархата и Римского престола в XI в. и позже, армяне-халкидониты сохраняли церковное единение с Римом, вплоть до середины XIII в. Это касается православных армян Антиохийской и Грузинской церквей. В указанный период отношение православных армян к латинянам было положительным, чего нельзя сказать о взаимоотношениях Святого престола и Константинопольского патриархата.

В статье по церковным контактам латинян и армян-халкидонитов мы в общих чертах рассмотрели историю их взаимоотношения в эпоху крестовых походов [2]. В статье по политическим взаимоотношениям крестоносцев и армян-халкидонитов в эпоху Первого крестового похода [3] мы привели самые ранние контакты православных армян греческой ориентации с Римским престолом (вплоть до начала крестовых походов на Восток), когда в середине VII столетия армяне-халкидониты уже находились под омофором римского понтифика, признавая над собой его власть и вместе со святым папой Мартином (649-653 гг.) и латинскими клириками участвовали в выработке антимонофелитского догмата Латеранского собора (649 г.) [4]. Во время Первого крестового похода, с 1100 г. Антиохийский патриархат, членами которого были армяне-халкидониты [5], подпадает под власть латинян. Следует отметить, что часть византийского антиохийского духовенства выражая свое недовольство латинской юрисдикцией, покидает Антиохию и долгое время резидирует в Константинополе [6]. В это время армяне-халкидониты Антиохии признают над собой власть латинян и лишь в первой половине XIII в. (в 1239 г.) между армянами-халкидонитами и латинским патриархом Антиохии нарастает напряжение, которое пришлось успокаивать самому папе римскому Гонорию IX [7].

Рассматривая вопрос исторического пути церковных взаимоотношений между латинянами и армянами-халкидонитами невозможно не заметить [8] как армяне-халкидониты грузинской ориентации довольно-таки часто прибегая к папскому авторитету.

В некоторых грузинских документах периода правления грузинского царя Деметрэ I и цариц Тамары и Русудан, упоминаются пять патриархов Вселенской православной церкви , среди которых значится и папа римский. Поминальная запись Ишханского собора [9], в области Тайк (груз. Тао, к описываемому периоду - юго-западная Грузия, место исторического расселения армян-халкидонитов), упоминает местного епископа Игнатия, который в пятницу Масленицы во здравии грузинского царя Деметрэ I (ум. 1155 г.) и его сыновей Давида и Георгия, устанавливает одну агапу, и во имя шести Вселенских соборов и пяти патриархов, включая папу римского, заклинает тех, кто попытается ее искоренить [10].

Авторитет папы римского для армяно-халкидонитской общины в период крестовых походов на Восток (XI-XIII вв.)О папском авторитете существует наглядное свидетельство - фреска XIII века в Ахтальском монастыре, в исторической Армении, где бок о бок подвизались монахи грузины и армяне-халкидониты. Это был период политического могущества Грузии и ее владычества на исторических армянских землях, и расширения грузинской церковной юрисдикции на юг. Ахтальский монастырь находился под Мцхетской церковно-канонической юрисдикцией. Ктитором монастыря является грузинский атабег армянин-халкидонит Иванэ Мхаргрдзели [11], который в 1223-1224 гг. состоял в переписке с римским папой Гонорием III (1216-1227 гг.) по поводу отправки грузинского войска на помощь крестоносцам Шестого крестового похода на Ближний Восток [12]. Надо отметить, что такое политическое направление Иванэ Мхаргрдзели было отображено в одном из главных монастырей его владений, в Ахтальском монастыре [13]. В главном храме монастыря Ахталы широко представлена фресковая живопись, где в числе многих образов святых присутствует ряд латинских святителей и преподобных. Это подтверждает анализ иконографической программы росписи Ахталы. В алтарной апсиде значительное место уделено архиереям Римской церкви. В центре первого и второго регистра представлены римские папы святые Сильвестр и Климент. Изображения этих святых, которые канонизированы как Римской, так и Византийской церковью, периодически встречается в византийских иконографических программах. Но знаменательно их расположение на очень почетных местах - в алтарях. Среди святых епископов находим также Амвросия Медиоланского, который, не изображался в алтарных апсидах византийских церквей. Кроме того, в особо выделенный ряд столпников на южной стене введено очень редкое изображение Бенедикта Нурсийского, родоначальника латинского монашества [14].

Авторитет папы римского для армяно-халкидонитской общины в период крестовых походов на Восток (XI-XIII вв.)Такое выделение «римской темы» с изображениями римских пап в весьма отдаленном от Рима кавказском памятнике архитектуры требует объяснения, которое можно найти в политическом положении Грузии и Армении в конце XII-XIII вв. Церковный разрыв 1054 г. между Константинополем и Римом особо не коснулся Грузинской православной церкви, прихожанами которой были армяне-халкидониты. В мировоззренческом плане между Римом и Мцхетой к этому периоду не было существенной разницы в вероисповедании [15]. Тогда была чрезвычайно популярна идея объединения христианских церквей, сторонником которой был ктитор Ахталы - Иванэ Мхаргрдзели, игравший важную роль в переговорах грузинского царства с римским папой.

Помимо прочего, хорошие сведения содержаться в самом письме Иванэ Мхаргрдзели папе римскому Гонорию III, где Иванэ пишет: «мой царственный господин [царь Георгий-Лаша - О. К.] почил и на его место силою и благодатью Вашего благословения мы избрали другого царя» [16]. В этом послании важно отметить, что грузины, в царстве которых в этот период армяне-халкидониты играли достаточно немалую роль, избрали себе нового царя по благословению самого римского понтифика, это достаточно характерный пример папского авторитета и почитания первенства по чести папы в среде грузин и армян-халкидонитов с учетом того факта, что в Грузии имелся свой католикос-патриарх, однако по вопросу избрания царя за благословением они обращаются не к католикосу грузинскому, а к папе римскому. Помимо папского авторитета в Грузии, этот пассаж из письма Иванэ свидетельствует о том, что к описываемому периоду Грузинская церковь [17] была в формальном подчинении папы римского, что достаточно хорошо подтверждается в сочинении доминиканского монаха Винсента де Бове (втор. пол. XIII в.), который пишет о зависимости Грузинской церкви от латинской патриархии Антиохии [18].

Отметим, что в середине XIII в. в Анийской митрополии Грузинской православной церкви была тенденция к переподчинению под прямую зависимость папы римского. Вдохновителем этой ориентации был никто иной как правитель Ани - армянин-халкидонит Шахиншах Мхаргрдзели, племянник Иванэ Мхаргрдзели (Захаряна). В 1255 г., правитель Ани халкидонит Шахиншах перед посланником французского короля Людовика IX - Гийомом де Рубруком, выразил желание присоединиться к Римскому престолу, объявив себя и своих подчиненных «сыновьями Римской церкви», и подчинить папской власти все окраины его владений [19]. Как известно, этого осуществить не удалось, но тут важна сама мысль и желание ее реализовать.

Поэтому, как отмечает П. Мурадян, не случайно, что именно анийскому армяно-халкидонитскому епископу Давиду было поручено представлять перед папой Гонорием III интересы грузинского государства и вести переговоры с ним относительно совместных военных действий крестоносцев и Грузии. В 1223 г. епископ Давид отправился в резиденцию папы римского, имея при себе доверительные письма от царицы Русудан и «воеводы Грузии и Армении» Иванэ Мхаргрдзели [20].

 

© Казарян О., 2012
© Бойчук Б.В., 2013
DEUSVULT.RU, 2013

 

Иллюстрации

Алтарная роспись Ахтальского храма Пресвятой Богородицы с изображением святых Отцов церкви, XIII в. (фото, О. Казарян).
Ахтальский храм (Армения). Общий вид с северной стороны (фото, О. Казарян).

 

Список сокращений

ИФЖ - Историко-филологический журнал.

 

Источники и литература

  1. Арутюнова-Фиданян В.А. Повествование о делах армянских (VII в.): Источник и время. - М., 2004.

  2. Бакрадзе А. Археологическое путешествие по Грузии и Адчаре. - СПб., 1878.

  3. Герд Л.А. Армяне и грузины в антиохийских монастырях XI в. (по «Тактикону» Никона Черногорца) // Русь и южные славяне. Сборник статей к 100-летию со дня рождения В.А. Мошина. - СПб., 1998.

  4. Горелов Н.С. Книга странствий. - СПб, 2006.

  5. Казарян О. Ближневосточные княжества армян-халкидонитов и их политические взаимоотношения с крестоносцами (1098-1104 гг.). - 2012. URL: http://deusvult.ru/97-knyazhestva-armyan-khalkidonitov-i-krestonostsy.html (дата обращения: 08.12.2012).

  6. Казарян О. Латино-грузинские церковные взаимоотношения в период крестовых походов на Восток (кон. XI-XIII вв.). - 2012. URL: http://deusvult.ru/94-latino-gruzinskie-tserkovnye-vzaimootnosheniya.html (дата обращения: 08.12.2012).

  7. Казарян О. Роль армян-халкидонитов в латино-грузинских переговорах (1223-1224 гг.). - 2012. URL: http://deusvult.ru/89-rol-armyan-khalkidonitov.html (дата обращения: 08.12.2012).

  8. Казарян О. Церковные контакты армян-халкидонитов и латинян в период крестовых походов на Восток (XI-XIII в.). - 2012. URL: http://deusvult.ru/102-tserkovnye-kontakty-armyan-khalkidonitov-i-latinyan.html (дата обращения: 08.12.2012).

  9. Лидов А.Н. Искусство армян-халкедонитов // ИФЖ. - Ереван, 1990. - № 1.

  10. Мурадян П.М. Культурная деятельность армян-халкедонитов в XI-XIII вв. // Второй международный симпозиум по армянскому искусству. Сборник докладов. - Ереван, 1981. - Т. III.

  11. Себеос. История императора Иракла (VII в.). - СПб., 1862.

  12. Творения преподобного Максима Исповедника. - М., 1993. - Кн. I.

  13. Laterani VI kalendas Julii, Anno XII. Archives Vaticanes. - Reg. XIX. - Album. XL. - № CXCIX.

  14. Mansi. T. - X. - P. 903.

  15. Ράλλης Γ.Α., Ποτλής Μ. Σύνταγμα των θείων και ιερών κανόνων. - Αθήνα, 1852. - T. 4.

  16. ქართული ჰაგიოგრაფიული ძეგლები. - თბ., 2007. - წ. 2.

  17. თამარაშვილი მ. ისტორია კათოლიკობისა ქართველთა შორის. - თბილისი, 1902. - თავი I.

  18. თამარაშვილი მ. ქართული ეკლესია დასაბამიდან დღემდე. - თბ., 1995.

 

Примечания

1. Этой теме автором были посвящены три работы: Казарян О. Ближневосточные княжества армян-халкидонитов и их политические взаимоотношения с крестоносцами (1098-1104 гг.). 2012. URL: http://deusvult.ru/97-knyazhestva-armyan-khalkidonitov-i-krestonostsy.html (дата обращения: 08.12.2012); Его же. Роль армян-халкидонитов в латино-грузинских переговорах (1223-1224 гг.). 2012. URL: http://deusvult.ru/89-rol-armyan-khalkidonitov.html (дата обращения: 08.12.2012); Его же. Церковные контакты армян-халкидонитов и латинян в период крестовых походов на Восток (XI-XIII в.). 2012. URL: http://deusvult.ru/102-tserkovnye-kontakty-armyan-khalkidonitov-i-latinyan.html (дата обращения: 08.12.2012).

2. Его же. Церковные контакты армян-халкидонитов…

3. Его же. Ближневосточные княжества армян-халкидонитов…

4. Mansi. T. X. P. 903; Творения преподобного Максима Исповедника. М., 1993. Кн. I. С. 52-53.

5. Герд Л.А. Армяне и грузины в антиохийских монастырях XI в. (по «Тактикону» Никона Черногорца) // Русь и южные славяне. Сборник статей к 100-летию со дня рождения В.А. Мошина. СПб., 1998. С. 198-203; Казарян О. Ближневосточные княжества армян-халкидонитов…

6. Это видно из трудов Феодора IV Вальсамона, канониста и византийского патриарха Антиохии (1193-1199 гг.). Он отмечает, что, поскольку латиняне отделились от (полноты) церкви, то римский папа и не поминается вместе с православными патриархами Востока. См.: Ράλλης Γ.Α., Ποτλής Μ. Σύνταγμα των θείων και ιερών κανόνων. Αθήνα, 1852. T. 4. Σ. 460.

7. Laterani VI kalendas Julii, Anno XII. Archives Vaticanes. Reg. XIX. Album. XL. № CXCIX; Казарян О. Церковные контакты армян-халкидонитов…

8. Казарян О. Церковные контакты армян-халкидонитов…

9. Тайкский Ишханский собор был построен Нерсесом III Строителем, католикосом-халкидонитом Армении (641-661 гг.), и являлся одной из кафедр армянского католикоса. Сам Нерсес был уроженцем армянского поселения Ишхан, в Тайке (Себеос. История императора Иракла (VII в.). СПб., 1862. Отдел III. Гл. XXXV). О том, что собор был построен Нерсесом, свидетельствует грузинский деятель X в. Георгий Мерчуле, в своем агиографическом произведении, посвященном грузинскому подвижнику Тао/Тайка св. Григорию Ханцтели. Он пишет, что св. Савва (родственник св. Григория) в VIII в. стал епископом Ишхана, который был построен блаженным Нерсесом католикосом, где также находилась кафедра самого Нерсеса «იქმნა საბა ებისკოპოს იშხანსა ზედა, ნეტარისა ნერსე კათალიკოზისა აღშენებულსა კათოლიკე ეკლესიასა და საყდარსა მისსა» (Памятники грузинской агиографии. Тб., 2007. Т. 2. С. 462 (ქართული ჰაგიოგრაფიული ძეგლები. თბ., 2007. წ. 2. გვ. 462). Время проведенное Нерсесом III в Тайке (с 653 по 659 гг.) было насыщено строительными работами и упорядочением монашеской жизни, которая, бесспорно, существовала на месте еще до епископства Нерсеса над Тайком, в лице армяно-халкидонитских клириков, бежавших сюда от репрессий армян-монофизитов при персидском царе Хосрове II в начале VII в. Это были епископы-халкидониты Аванского православного католикосата (Арутюнова-Фиданян В.А.. Повествование о делах армянских (VII в.): Источник и время. М., 2004. С. 183).

10. Тамарашвили М. История католичества среди грузин. Тбилиси, 1902. Т. 1. С. 5-7 (თამარაშვილი მ. ისტორია კათოლიკობისა ქართველთა შორის. თბილისი, 1902. თავი I. გვ. 5-7).

11. Казарян О. Церковные контакты армян-халкидонитов…

12. Его же. Роль армян-халкидонитов…

13. Лидов А.Н. Искусство армян-халкедонитов // ИФЖ. Ереван, 1990. № 1. С. 81-82.

14. Там же. С. 82.

15. Казарян О. Латино-грузинские церковные взаимоотношения в период крестовых походов на Восток (кон. XI-XIII вв.). 2012. URL: http://deusvult.ru/94-latino-gruzinskie-tserkovnye-vzaimootnosheniya.html (дата обращения: 08.12.2012).

16. თამარაშვილი მ. ქართული ეკლესია დასაბამიდან დღემდე. თბ., 1995. გვ. 475.

17. В это время в составе Грузинской церкви находились три епархии армян-халкидонитов: Карсское, Вагаршакертское и Анийское. А. Бакрадзе был найден грузинский список XIII века, где среди епископов, находившихся в иерархической зависимости от Грузинского католикосата, названы и епископы Ани, Вагаршакерта и Карса. См.: Бакрадзе А. Археологическое путешествие по Грузии и Адчаре. СПб., 1878. С. 81; Мурадян П.М. Культурная деятельность армян-халкедонитов в XI-XIII вв. // Второй международный симпозиум по армянскому искусству. Сборник докладов. Ереван, 1981. Т. 3. С. 325-335.

18. Горелов Н.С. Книга странствий. СПб., 2006.

19. Мурадян П.М. Указ. соч. С. 330. Шахиншах, как мы отметили, был племянником Иванэ Мхаргрдзели, который был младшим братом (монофизита) Захарэ, амирспасалара Грузии. Когда именно Шахиншах и члены его семьи перешли в халкидонитство, трудно сказать. Вероятно, это произошло до того, как в 1223-1224 гг. Иванэ отправил письмо на имя папы Гонория III, в котором говорится: «мой племянник Шахиншах, правитель 15 больших городов, покорно склоняет голову перед Вами и просит Вашего благословения» (Тамарашвили М. История католичества среди грузин… С. 9, 12).

20. Мурадян П.М. Указ. соч. С. 329-330; Казарян О. Роль армян-халкидонитов…

Постоянный адрес публикации: http://deusvult.ru/107-avtoritet-papy-rimskogo-dlya-armyan-khalkidonitov.html.